Балет «Дама с камелиями»
Видеолекторий
5 марта состоялся виртуальный видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», где был показан балет «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена в постановке Джона Ноймайера.
В ходе общения с пользователями библиотеки в режиме скайп-связи сотрудники отдела искусств представили содержательный рассказ о творчестве знаменитого хореографа и известных исполнителях, а также интересные факты из истории создания балета.
Джон Ноймайер родился в Америке, в городе Милуоки, штате Висконсин, где и начал обучаться хореографии. Затем он перебрался в Лондон, где его заметила замечательная балерина Штутгартского балета Марсия Хайде. Она его порекомендовала балетмейстеру Джону Кранко, и тот пригласил Ноймайера в свою труппу в Штутгарт.
Спустя небольшое количество времени Ноймайер возглавляет труппу во Франкфурте, а уже затем, в 1972 году, – в Гамбурге, которой он руководит и по сей день. Вообще Гамбург в Германии является одним из балетных центров. Надо сказать, что Ноймайер не только воспитал, но и вырастил уже не одно поколение любителей балета.
«Дама с камелиями» – роман писателя Александра Дюма (сына). Он повествует о любви парижской куртизанки к молодому романтичному Арману Дювалю. Прототипом Маргариты Готье являлась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для неё непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут.
Путь «Дамы с камелиями» начался с 1973, когда умер учитель Ноймайера Джон Кранко, и хореограф пообещал Марсии Хайде, приме-балерине испанского происхождения, помочь с репертуаром. Хайде была первой Маргаритой и на премьере в Гамбурге в 1981 г. Кто видел хоть раз Марсию Хайде в роли Маргариты Готье, тот не забудет присущей лишь испанкам царственности. Драматический талант балерины проявился с огромной силой, когда зрелая артистка играла молоденькую куртизанку. Почти дикий латинский темперамент в соединении с какой-то едва уловимой испанской грустью и печалью остается недостижимой планкой в трактовке этого образа. Марсия была и остается неотразимой и неподражаемой.
Ноймайер долго искал композитора, музыка которого подошла бы именно к этой теме, и в итоге остановился на Ф. Шопене.
«Даму с камелиями» хореограф Ноймайер выстроил на приеме флэшбека: каждое действие спектакля начинается сценой распродажи имущества покойной Маргариты: в пустеющей комнате Арман Дюваль, рыдая в объятиях отцах, вспоминает историю своей любви. Три больших, очень разных по эмоциональному состоянию главного героя любовных дуэта становятся кульминацией каждого акта; вокруг них концентрируются массовые сцены: спектакль в парижском Варьете, бал-маскарад в особняке героини, пикник в ее загородном доме, прогулка на Елисейских Полях.
Видеолекторий гармонично дополнила экспозиция нотных изданий балетной музыки, литературы о выдающихся хореографах и солистах балета, подборка журналов «Балет», а также коллекция CD, DVD дисков и уникальных записей призведений Ф. Шопена на грампластинках.
05.03.2022 | Просмотров: 237