Поющих клавиш переборы
Выставка документов к Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники
В отделе искусств 12 марта открылась выставка документов «Поющих клавиш переборы», посвященная Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники, который ежегодно отмечают в третью субботу марта.
Инициатором праздника, посвященного популярным народным музыкальным инструментам, стал выдающийся российский баянист Фридрих Липс, заявивший об этом со страниц журнала «Народник» в 2009 году. Фридрих Робертович Липс – музыкант не только огромного таланта, но и искренней преданности своему инструменту.
Баян, аккордеон, гармоника... На протяжении всего ХХ века эти инструменты являлись неотъемлемой частью быта народов России: русских, татар, башкир, украинцев и многих других.
В России не одно мероприятие: будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья – не обходилось без баяна.
В суровые дни военных испытаний он звучал в землянках и госпиталях, на кораблях и в заводских цехах, с честью выполняя свой патриотический долг, вселяя веру и надежду в бойцов и тружеников тыла и вдохновляя их на подвиги.
Баян, аккордеон, гармонь так же, как и в прежние времена, остаются любимыми инструментами разных поколений. Они прижились не только в народных, но и в эстрадных жанрах.
Гармонь считается прародительницей баяна и аккордеона.
В России аккордеонами называются инструменты с клавиатурой по подобию фортепиано, а по общемировым стандартам к аккордеонам, помимо данного инструмента, относят и русскую гармонь.
Главное отличие баяна от аккордеона – кнопочные ряды вместо клавишных на правой клавиатуре. Баян – это исключительно русское название, за рубежом его принято называть кнопочным аккордеоном.
В книге известного музыканта, народного артиста России, профессора Академии музыки им. Гнесиных Фридериха Липса «Искусство игры на баяне» (Москва, 2004) освещаются важнейшие аспекты становления мастерства и развития художественного вкуса исполнителя-баяниста.
В сборник научных статей «Аккордеонно-баянное исполнительство: вопросы методики, теории и истории» (Санкт-Петербург, 2006) включены актуальные вопросы методики и теории современного исполнительства на баяне и аккордеоне, представлена историческая панорама становления и развития профессионального исполнительства на примере музыкальных традиций петербургской-ленинградской школы.
В книге Владислава Максимова «Баян. Основы исполнительства и педагогики: психомоторная теория артикуляции на баяне» (Санкт-Петербург, 2013) рассматриваются важнейшие проблемы артикуляции, лежащие в основе выразительного интонирования в процессе исполнения музыкальных произведений.
В помощь учебному процессу заслуженным работником культуры РФ Юрием Лихачевым создана «Программа по баяну и аккордеону: современная развивающая методика обучения» (Санкт-Петербург, 2013).
Учебное пособие Г. Шахова «Игра по слуху, чтение с листа и транспортирование в классе баяна» (Москва, 1987) содержит важные теоретические положения и методические рекомендации, которые лежат в основе преподавания игры по слуху, чтения с листа и транспортирования в классе баяна.
Самоучитель Парнеса Д.Г. «На аккордеоне – по слуху» (Москва, 2005) поможет быстро освоить игру на аккордеоне и быстро без нот, по слуху, подобрать знакомую песню или романс.
И баян, и аккордеон используются в академическом музыкальном образовании – для обоих инструментов существует ученический и классический репертуар, а многие известные произведения, написанные для фортепиано или другого инструмента, имеют переложение для баянов и аккордеонов.
В фонде отдела искусств имеются многочисленные нотные издания для гармони, баяна и аккордеона.
Читателям, желающим освоить игру на популярных музыкальных инструментах, будут интересны следующие учебные пособия: Артюхов П.М. «Учебное пособие для баянистов и аккордеонистов» (Санкт-Петербург, 1997), О. Самойлов «15 уроков игры на баяне» (Москва, 1997), В. Семенов «Современная школа игры на баяне» (Москва, 2003), «Первые шаги: для начинающих баянистов и аккордеонистов» (Ростов-на-Дону, 2019).
Маленьким и совсем юным музыкантам для освоения навыков игры на инструментах адресованы такие сборники: Н. Чайкин «Детский альбом: для баяна и аккордеона», (Санкт-Петербург, 2005), Е. Петров «Белоснежка и семь гномов» (Санкт-Петербург, 2002), А. Судариков «Альбом для детей и юношества: баян, аккордеон» (Москва, 2010), А Репников «Альбом юного баяниста» (Санкт-Петербург, 2010) и др. «На сцене – юные баянисты: хрестоматия» (Москва, 2018), «Полифоническая тетрадь юного музыканта: для баяна» (Москва, 2018).
Педагогов и музыкантов-исполнителей для обновления учебного репертуара и концертных программ заинтересуют нотные сборники: «Популярные мелодии: в облегченном переложении для баяна (аккордеона) (Санкт-Петербург, 2001), «Популярная музыка: переложение для баяна (аккордеона) Валентина Черняева» (Санкт-Петербург, 2008), Г. Плутенко «В мире музыки», (Донецк, 2004), В. Недосекин «Избранные произведения» (Москва, 2008), «Современный концертный репертуар баяниста» (Санкт-Петербург, 2012).
В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные классические музыкальные произведения.
Ценителей игры на баяне и аккордеоне порадует фонотека грампластинок и CD-дисков с музыкальными хитами из фонда отдела искусств.
Послушать популярные сочинения можно в исполнении знаменитых музыкантов-виртуозов Фридриха Липса, Юрия Сидорова, Виктора Романенко Александра Ковтуна, Эдуарада Минченко, Александра Дмитриева, Антолия Беляева и др.
12.03.2022 | Просмотров: 329