Шедевры, созданные великим маэстро на оперной сцене
Беседа-обзор к 155-летию со дня рождения Артуро Тосканини
Имя Артуро Тосканини (1867–1957), итальянского и американского дирижера, легендарно. Почти целое столетие музыкальной жизни двух континентов, Европы и Америки, связано с Тосканини, современником Верди и участником первых телевизионных передач. О великом дирижере за рубежом за многие годы написаны сотни рецензий, статей, очерков, воспоминаний, исследований. «Это был гений. Больше, больше, чем неправдоподобный дирижер!» – говорил о своем коллеге другой выдающийся итальянский маэстро – Тулио Серафин.
18 марта в отделе искусств для индивидуального пользователя была проведена беседа-обзор изданий о творчестве Артуро Тосканини.
Среди мемуарных записей нет таких, где был бы охвачен весь дирижерский путь Тосканини – ведь путь этот он начал в девятнадцать лет и завершил на восемьдесят седьмом году жизни. Шестьдесят восемь лет за пультом!
Каждый, кто хоть раз встречался и работал с Тосканини, навсегда сохранил в памяти его облик и стремился запечатлеть свои наблюдения о его творчестве.
Сборники «Искусство Артуро Тосканини» (Ленинград, 1974) и «Артуро Тосканини» из серии «Исполнительское искусство зарубежных стран» Вып. 6 (Москва, 1971) включают наиболее интересные и своеобразные воспоминания и мемуары музыкантов, работавших с гениальным маэстро.
В основе книги Л. Тарасова, И. Константиновой «Артуро Тосканини, великий маэстро» (Санкт-Петербург, 2011) – обширный зарубежный документальный материал о великом дирижере, который и позволяет сохранить память о многогранной и неповторимой творческой личности.
Родился Артуро Тосканини 25 марта 1867 года в Парме – городе, который итальянцы считают музыкальной столицей своей страны. У серьезного и вдумчивого мальчика было две страсти: чтение и музыка. По совету школьной учительницы, обнаружившей у мальчика исключительную память и музыкальные способности, родители определили сына в Пармскую консерваторию, где он проучился девять лет в классе виолончели, проявив себя яркой индивидуальностью. Еще учась в консерватории, Тосканини как виолончелист принял участие примерно в тридцати операх, освоив их практически за своим пультом в оркестре. Начал Тосканини дирижерскую деятельность в 1886 году на гастролях итальянской оперной труппы в Рио-де-Жанейро, когда, выручая труппу, превосходно продирижировал «Аидой» Верди.
По возвращении в Италию, по совету русского тенора Николая Фигнера, скромный преподаватель виолончели решил испытать судьбу и, познакомившись с композитором Альфредо Каталани, триумфально продирижировал его оперой «Эдмеи». Дирижера и композитора объединяло стремление к спектаклям, созданным по законам искусства, а не по прихоти различных влиятельных лиц.
Кумиром маэстро был Верди. Встречи с великим композитором случились в его жизни трижды во время работы в постановке оперы «Отелло».
Маэстро очень любил Беллини, известен факт, как в фантастически короткие сроки он смог подготовить и продирижировать сложнейшей оперой Беллини «Капулети и Монтекки».
Артуро Тосканини увлекся Вагнером и с наслаждением работал над его операми». Вагнер и Верди были для дирижера вершинами оперной музыки. Сразу же за премьерой «Гибели богов» в Италии он выпускает вердиевского «Фальстафа».
Тосканини слыл страстным пропагандистом лучших опер композиторов-современников, отражающих чувства простых людей. Он дирижировал абсолютной премьерой новой современной оперы Леонкавалло «Паяцы», оперой Пуччини «Богема». Упорно боролся Тосканини за обновление репертуара операми современных композиторов. Настоящим событием в истории «Ла Скала» стала постановка «Саломеи» Рихарда Штрауса и «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси.
Много сделал Тосканини для утверждения высокого художественного престижа театра «Ла Скала», где с перерывом проработал десятки лет. «У него сталь в глазах, в палочке и в характере», – говорили в театре о молодом дирижере. При формировании репертуара «Ла Скала» он умело сочетал вагнеровские драмы с итальянской классикой и операми современных ему композиторов. Оперы Россини и Доницетти – с произведениями Берлиоза и Чайковского, творениями Пуччини и Масканьи.
Петь с Тосканини считалось счастьем, о котором мечтали все оперные певцы. Перед теми, кому довелось поработать с Тосканини, открывались двери всех театров мира.
В период работы Тосканини в «Ла Скала» он в разные годы встретился со многими великими певцами. В «Отелло» и «Вильгельме Телле» пел Франческо Таманьо, обладавшим феноменальным по силе голосом и вулканическим темпераментом. В операх «Богема» и «Любовный напиток» началась слава Энрико Карузо. О дружеских и творческих взаимоотношениях двух великих личностей рассказывает книга В. Торторелли «Энрико Карузо» (Москва, 1965). В «Мефистофеле» Бойто в 1901 году впервые за пределами России в оперном спектакле выступил Федор Иванович Шаляпин, о чем великий певец вспоминает в своей книге «Страницы из моей жизни» (Москва, 1990), а в 1918 году на этом спектакле великий дирижер впервые встретился с будущей знаменитостью – молодым тенором Беньямино Джильи. Певец с необычайным волнением ждал этого события и рассказал о нем в своих «Воспоминаниях» (Москва; Ленинград, 1967).
О том, как Тосканини работал с певцами, делятся воспоминаниями в своей книге «Голос над миром» (Москва, 1966) замечательная певица Тоти Даль Монте, известный итальянский певец Д. Вальденго «Я пел с Тосканини» (Ленинград, 1989), а также одна из величайших певиц XX века Рената Тебальди в книге К.М. Казановы «Рената Тебальди – ангельский голос» (Москва, 2014).
В 1929 году из-за антифашистских убеждений Тосканини вынужден был эмигрировать в Соединенные Штаты, где руководил театром «Метрополитен-опера». За семь лет работы в «Метрополитен» Тосканини поставил и возобновил 85 опер, из них: 59 итальянских, 13 немецких, 10 французских и 3 русские.
После войны Артуро Тосканини вернулся в Италию на открытие восстановленного театра «Ла Скала», а потом снова уехал в Нью-Йорк, где руководил симфоническим оркестром Эн-Би-Си. В его репертуаре были сочинения почти всех крупнейших композиторов мира, в том числе Шостаковича и Кабалевского.
Как в оперном театре, так и на концертной эстраде дирижер достиг огромной силы и глубины художественного впечатления, всегда оставаясь верным замыслу композитора. Во всем своем блеске гений Тосканини проявлялся в его умении превращать музицирование в монументальное эпическое переживание, в умение воодушевлять, возвышать, вдохновлять любой оркестр, которым он дирижировал.
В отделе искусств музыканты-профессионалы и любители искусства могут познакомиться с уникальными записями оперных и симфонических произведений в исполнении оркестров под управлением гениального маэстро.
18.03.2022 | Просмотров: 292