Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Шедевры, созданные великим маэстро на оперной сцене

Беседа-обзор к 155-летию со дня рождения Артуро Тосканини

Имя Артуро Тосканини (1867–1957), итальянского и американского дирижера, легендарно. Почти целое столетие музыкальной жизни двух континентов, Европы и Америки, связано с Тосканини, современником Верди и участником первых телевизионных передач. О великом дирижере за рубежом за многие годы написаны сотни рецензий, статей, очерков, воспоминаний, исследований. «Это был гений. Больше, больше, чем неправдоподобный дирижер!» – говорил о своем коллеге другой выдающийся итальянский маэстро – Тулио Серафин.

18 марта в отделе искусств для индивидуального пользователя была проведена беседа-обзор изданий о творчестве Артуро Тосканини.

Среди мемуарных записей нет таких, где был бы охвачен весь дирижерский путь Тосканини – ведь путь этот он начал в девятнадцать лет и завершил на восемьдесят седьмом году жизни. Шестьдесят восемь лет за пультом!

Каждый, кто хоть раз встречался и работал с Тосканини, навсегда сохранил в памяти его облик и стремился запечатлеть свои наблюдения о его творчестве.

Сборники «Искусство Артуро Тосканини» (Ленинград, 1974) и «Артуро Тосканини» из серии «Исполнительское искусство зарубежных стран» Вып. 6 (Москва, 1971) включают наиболее интересные и своеобразные воспоминания и мемуары музыкантов, работавших с гениальным маэстро.

В основе книги Л. Тарасова, И. Константиновой «Артуро Тосканини, великий маэстро» (Санкт-Петербург, 2011) – обширный зарубежный документальный материал о великом дирижере, который и позволяет сохранить память о многогранной и неповторимой творческой личности.

Родился Артуро Тосканини 25 марта 1867 года в Парме – городе, который итальянцы считают музыкальной столицей своей страны. У серьезного и вдумчивого мальчика было две страсти: чтение и музыка. По совету школьной учительницы, обнаружившей у мальчика исключительную память и музыкальные способности, родители определили сына в Пармскую консерваторию, где он проучился девять лет в классе виолончели, проявив себя яркой индивидуальностью. Еще учась в консерватории, Тосканини как виолончелист принял участие примерно в тридцати операх, освоив их практически за своим пультом в оркестре. Начал Тосканини дирижерскую деятельность в 1886 году на гастролях итальянской оперной труппы в Рио-де-Жанейро, когда, выручая труппу, превосходно продирижировал «Аидой» Верди.

По возвращении в Италию, по совету русского тенора Николая Фигнера, скромный преподаватель виолончели решил испытать судьбу и, познакомившись с композитором Альфредо Каталани, триумфально продирижировал его оперой «Эдмеи». Дирижера и композитора объединяло стремление к спектаклям, созданным по законам искусства, а не по прихоти различных влиятельных лиц.

Кумиром маэстро был Верди. Встречи с великим композитором случились в его жизни трижды во время работы в постановке оперы «Отелло».

Маэстро очень любил Беллини, известен факт, как в фантастически короткие сроки он смог подготовить и продирижировать сложнейшей оперой Беллини «Капулети и Монтекки».

Артуро Тосканини увлекся Вагнером и с наслаждением работал над его операми». Вагнер и Верди были для дирижера вершинами оперной музыки. Сразу же за премьерой «Гибели богов» в Италии он выпускает вердиевского «Фальстафа».

Тосканини слыл страстным пропагандистом лучших опер композиторов-современников, отражающих чувства простых людей. Он дирижировал абсолютной премьерой новой современной оперы Леонкавалло «Паяцы», оперой Пуччини «Богема». Упорно боролся Тосканини за обновление репертуара операми современных композиторов. Настоящим событием в истории «Ла Скала» стала постановка «Саломеи» Рихарда Штрауса и «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси.

Много сделал Тосканини для утверждения высокого художественного престижа театра «Ла Скала», где с перерывом проработал десятки лет. «У него сталь в глазах, в палочке и в характере», – говорили в театре о молодом дирижере. При формировании репертуара «Ла Скала» он умело сочетал вагнеровские драмы с итальянской классикой и операми современных ему композиторов. Оперы Россини и Доницетти – с произведениями Берлиоза и Чайковского, творениями Пуччини и Масканьи.

Петь с Тосканини считалось счастьем, о котором мечтали все оперные певцы. Перед теми, кому довелось поработать с Тосканини, открывались двери всех театров мира.

В период работы Тосканини в «Ла Скала» он в разные годы встретился со многими великими певцами. В «Отелло» и «Вильгельме Телле» пел Франческо Таманьо, обладавшим феноменальным по силе голосом и вулканическим темпераментом. В операх «Богема» и «Любовный напиток» началась слава Энрико Карузо. О дружеских и творческих взаимоотношениях двух великих личностей рассказывает книга В. Торторелли «Энрико Карузо» (Москва, 1965). В «Мефистофеле» Бойто в 1901 году впервые за пределами России в оперном спектакле выступил Федор Иванович Шаляпин, о чем великий певец вспоминает в своей книге «Страницы из моей жизни» (Москва, 1990), а в 1918 году на этом спектакле великий дирижер впервые встретился с будущей знаменитостью – молодым тенором Беньямино Джильи. Певец с необычайным волнением ждал этого события и рассказал о нем в своих «Воспоминаниях» (Москва; Ленинград, 1967).

О том, как Тосканини работал с певцами, делятся воспоминаниями в своей книге «Голос над миром» (Москва, 1966) замечательная певица Тоти Даль Монте, известный итальянский певец Д. Вальденго «Я пел с Тосканини» (Ленинград, 1989), а также одна из величайших певиц XX века Рената Тебальди в книге К.М. Казановы «Рената Тебальди – ангельский голос» (Москва, 2014).

В 1929 году из-за антифашистских убеждений Тосканини вынужден был эмигрировать в Соединенные Штаты, где руководил театром «Метрополитен-опера». За семь лет работы в «Метрополитен» Тосканини поставил и возобновил 85 опер, из них: 59 итальянских, 13 немецких, 10 французских и 3 русские.

После войны Артуро Тосканини вернулся в Италию на открытие восстановленного театра «Ла Скала», а потом снова уехал в Нью-Йорк, где руководил симфоническим оркестром Эн-Би-Си. В его репертуаре были сочинения почти всех крупнейших композиторов мира, в том числе Шостаковича и Кабалевского.

Как в оперном театре, так и на концертной эстраде дирижер достиг огромной силы и глубины художественного впечатления, всегда оставаясь верным замыслу композитора. Во всем своем блеске гений Тосканини проявлялся в его умении превращать музицирование в монументальное эпическое переживание, в умение воодушевлять, возвышать, вдохновлять любой оркестр, которым он дирижировал.

В отделе искусств музыканты-профессионалы и любители искусства могут познакомиться с уникальными записями оперных и симфонических произведений в исполнении оркестров под управлением гениального маэстро.

18.03.2022 | Просмотров: 292

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей