Ключевая фигура в русском музыкальном искусстве XX века
Выставка документов к 95-летию со дня рождения М.Л. Ростроповича
Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир (Мстислав Ростропович)
21 марта в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу (1927–2007), советскому и российскому виолончелисту и дирижеру. Феноменальная Личность, грандиозный Маэстро, Человек Века – он «своим магическим артистизмом и фантастическим общественным темпераментом действительно объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» Жизни, Творчества, Культуры и связей между людьми. Создал новый тип Корифея Эпохи». (Т. Грум-Гржимайло «Миф о Ростроповиче». (Музыкальное просвещение. – 2007. – № 3). Эта статья известного музыкального критика, посвященная памяти Мстислава Ростроповича, включает яркие страницы биографии музыканта.
Первое в жизни Мстислава Ростроповича фото – шустренький младенец, лежащий в виолончельном футляре рядом с инструментом отца, известного виолончелиста, профессора Азербайджанской консерватории Леопольда Ростроповича. Первое впечатление автора от игры 25-летнего виолончелиста в Большом зале Московской консерватории – «эмоциональный шок», «ощущение прорыва куда-то за горизонты музыки будущего», воспоминание слов самого Мстислава Леопольдовича: «Все, что я играю, я люблю до обморока…».
Одна удивительная страница биографии Мстислава Ростроповича не имеет никаких аналогов в музыкальной истории. В 1944 году, когда еще шла война с фашистской Германией, он осуществил свой стремительный «пролет» через Московскую консерваторию, перескочив со второго курса сразу на пятый, единственный из выпускников-виолончелистов стал солистом Московской филармонии и активно гастролировал по всему Советскому Союзу. Были экстравагантные полеты к Северному полюсу и игра перед полярниками, круизы на пароходах по Енисею с баянистом и виолончельные концерты в сибирских селах. Позднее к череде сенсационных поступков добавится игра на церковной паперти на похоронах А. Тарковского, на развалинах Берлинской стены, ночные бдения рядом с защитниками Белого дома и другие.
В 1945 году молодой музыкант становится победителем Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Автор вспоминает и приводит в статье один из самых сокровенных и мировоззренческих рассказов Ростроповича об исполнении на Международном конкурсе в Праге в 1949 году Концерта Дворжака, который стал «визитной карточкой» реформатора виолончели XX века. Настоящей легендой было все его артистическое творчество, похожее на каждодневный подвиг.
«В Ростроповиче жизни и красок на десятерых», – говорил А. Солженицын, который жил и спасался в доме музыканта, но так и не сумел создать его портрет.
«В нем многое сверх того, что присуще людям, пусть даже и очень талантливым. В этом причина особой трудности книги о Ростроповиче. Как охватить такое многообразие, как раскрыть внутренние пружины столь необыкновенной натуры?» – пишет известный музыковед, профессор С. Хентова в предисловии к биографической книге «Ростропович» (Санкт-Петербург, 1993). До появления этой книги никто из его выдающихся биографов не касался музыки. Между тем, чем бы ни занимался Ростропович, что бы ни делал, – его величие в музыке. Незадолго до публикации Ростропович успел прочитать за ночь рукопись книги, подробно излагающей все факты биографии музыканта, в работу была включена и Галина Вишневская, проверившая главу «Галина», а впоследствии подробно рассказавшая о совместной с Ростроповичем жизни в своей автобиографической книге «Галина» (Чимкент, 1993).
Грандиозная книга Тамары Грум-Гржимайло «Ростропович и его современники в легендах, былях и диалогах» (Москва, 1997) – это рассказ о целой эпохе культуры XX века, бурном процессе кипения жизни вокруг Ростроповича, где светятся многие выдающиеся персоны, так или иначе связанные с «неистовым Мстиславом». Герой и его современники существуют как бы в «параллельных мирах» настоящего, прошлого и будущего одновременно».
Мстислава Ростроповича почитала, уважала и любила вся культурная планета, все ее творческое пространство. Ростропович дирижировал лучшими симфоническими оркестрами мира. Семнадцать лет был бессменным художественным руководителем Вашингтонского Национального симфонического оркестра. Его друзьями были Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Чарли Чаплин, Луи Арагон, Альфред Шнитке, Элтон Джон, Марк Шагал, Лион Фейхтвангер, Бенджамин Бриттен, Леонард Бернстайн, Кшиштов Пендерецкий и многие другие. (Музыка в школе. – 2007. – № 4).
Ростропович являлся одним из величайших виолончелистов планеты. В его репертуаре практически все произведения, написанные для виолончели. Талант Ростроповича вдохновил на сочинение музыки многих композиторов современности.
Павловский А.Н. в своей научной статье «Виолончельные концерты, посвященные Ростроповичу» (Музыкальная жизнь. – 2012. – № 2) исследует процесс появления огромного числа виолончельной литературы высочайшего класса, чему способствовал ярчайший талант, неукротимый темперамент и деятельность Ростроповича, который вывел солирующую виолончель на небывалый уровень. Автор приводит рассуждения Ростроповича о своем творческом пути: «Сначала я играл произведения своих учителей: Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. У них я учился, им я целиком обязан своим отношением к музыке, вкусом. Затем я исполнял композиторов своего поколения, учеников моих учителей: Б. Чайковского, М. Вайнберга, А. Бабаджаняна, Ю. Левитина, а теперь я уже сыграл произведения молодых: Б. Тищенко, Г. Банщикова…». Значительную веху в расширение виолончельного и концертного репертуара внесли британские и французские композиторы. Ростропович, концертировавший в различных странах мира, принимал участие во многих музыкальных фестивалях, исполняя сочинения, написанные для него. Среди отечественных композиторов, посвятивших Ростроповичу уже в 90-годы свои концертно-виолончельные произведения: А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин, Г. Канчели.
В 1991 году Мстиславом Ростроповичем был учрежден фонд помощи молодым одаренным музыкантам. После ухода легендарного маэстро из жизни пост президента фонда заняла его старшая дочь Ольга Ростропович. О деятельности благотворительного фонда она рассказывает в беседе «Продолжаю сверять свои поступки с жизнью отца» на страницах журнала «Музыкальная жизнь» (2009. – № 1).
Отдел искусств предлагает музыкантам-профессионалам, исполнителям нового поколения виолончелистов, многочисленные нотные издания для виолончели, которые можно подобрать для пополнения учебного и концертного репертуара, обратившись как к традиционному карточному систематическому каталогу нотных изданий, так и к электронному каталогу, расположенному на сайте библиотеки.
21.03.2022 | Просмотров: 323