Один из величайших композиторов всех времен
Выставка документов к 290-летию со дня рождения Франца Йозефа Гайдна, австрийского композитора
24 марта в отделе искусств открылась выставка документов «Один из величайших композиторов всех времен», посвященная 290-летию со дня рождения Франца Йозефа Гайдна (1732–1809), австрийского композитора.
Представленные на выставке издания раскрывают интересные факты из жизни и творчества яркого представителя венской классической школы.
Йозеф Гайдн – один из крупнейших и самых великолепных композиторов XVIII века. Он создал более 1000 произведений в различных жанрах и формах, которые стали вершиной музыкального искусства.
Книга Кремлева Ю. «Йозеф Гайдн» (Москва, 1972) и издание «Сто великих композиторов» (Москва, 2008) знакомят с основными фактами жизненного пути и творческой биографии композитора.
Одним из ярких эпизодов в жизни и творчестве Гайдна было знакомство с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Гайдн считал Моцарта величайшим из композиторов. Он часто говорил о влиянии инструментальной и оперной музыки Моцарта на свое творчество. История их дружбы и творческих отношений представлена в книге Баттерворта Н. «Гайдн» (Челябинск, 1999) из серии «Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов». Книга богато иллюстрирована картинами и гравюрами XVIII – XIX веков.
Особый интерес представляет издание Стендаля «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини» (Москва, 1988). Книга выдающегося французского писателя состоит из писем, которые он писал друзьям, и посвящена великим композиторам-классикам. Стендаль восхищался Гайдном, который представлял для него «все виды инструментальной музыки». Письма освещают биографию и творчество знаменитого композитора, отображают отношение к его музыке современников Стендаля.
История жизни Йозефа Гайдна, наполненная упорством и трудом, стремлением к знаниям и достижению поставленных целей, стала примером для подрастающего поколения. Написанные на основе документов и писем, мемуаров, гравюр и картин XVIII века книги для юных читателей Поповой Т. «Гайдн» (Москва, 1967) и Дилакторской Н. «Повесть о Гайдне» (Ленинград, 1961) не только знакомят детей с миром музыки и самым выдающимся его представителем, но и являются источником вдохновения и мотивации.
В издании Новака Л. «Йозеф Гайдн» (Москва, 1973) дана характеристика и краткий анализ произведений Гайдна неотрывно от событий его жизни. Особое внимание уделено оперным и вокальным камерным произведениям. Примечательно, что за исключением оперы «Орфей и Эвридика», остальные 23 оперы были предназначены для домашнего театра и театра марионеток при дворце князя Эстерхази, у которого он был на службе долгих 30 лет.
Мировое признание Гайдну принесли концерты в Лондоне в 1790-х годах. Здесь же им были написаны его последние 12 симфоний, которые принято называть «Лондонскими». Всего Гайдн создал 104 симфонии. Именно они утвердили зрелость венского классического симфонизма и остались вершинными явлениями в истории симфонической музыки.
В издании Тирдатова В.В. «Эволюция музыкальных форм в симфониях Гайдна» (Москва, 2018) представлен анализ симфонических циклов композитора, отражающих эволюцию его стиля. В них прослеживаются народно-танцевальные образы, которым сопутствует суровый драматизм и праздничная монументальная героика.
Краткий анализ симфонического творчества, фортепианных сонат и ораторий также изложен в учебном пособии Шорниковой М. «Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки: второй год обучения» (Ростов н/Дону, 2018)
Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты».
Исполнение произведений Гайдна ставит перед всеми ряд проблем как общих, касающихся мировоззрения композитора, специфики образного содержания и стиля интерпретации его музыки, так и конкретных, принадлежащих к области исполнительской технологии. Сборник «Как исполнять Гайдна» (Москва, 2009) посвящен клавирному творчеству композитора. Издание содержит статьи крупнейших пианистов и педагогов XX столетия, освещающие проблематику стиля и интерпретации произведений Гайдна.
Профессиональным музыкантам и любителям предлагаем также познакомиться с нотными изданиями произведений Франца Йогана Гайдна, грампластинками и CD-дисками с записями знаменитых произведений композитора.
21.03.2022 | Просмотров: 306