Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Костюмированный фильм-биография Франко Дзеффирелли «Молодой Тосканини»

Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра» к 155-летию со дня рождения Артуро Тосканини

23 марта состоялся дистанционный видеолекторий, посвященный 155-летию со дня рождения Артуро Тосканини (1867–1957), итальянского и американского дирижера. Сотрудники отдела искусств подготовили для любителей музыкального театра, подключившихся по скайпу, рассказ о жизни и творчестве великого итальянского дирижера и о счастливом случае в его жизни, предопределившем дальнейшую судьбу одаренного юноши.

Когда Тосканини окончил консерваторию, где его знания, музыкальную эрудицию, культуру и вкус оценили по достоинству, импресарио Клаудио Росси предложил ему вступить в труппу, собранную для гастролей в Южной Америке. По контракту молодому музыканту предстояло занять пульт второго виолончелиста, а также выполнять обязанности помощника хормейстера и репетитора.

Уже больше года он работал в оперных театрах Рио-де -Жанейро и Сан-Паулу, крупнейших театрах Бразилии, изучил весь репертуара театров, досконально оркестровые и вокальные партии.

25 июня 1886 года из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини по просьбе своих итальянских коллег пришлось встать за дирижерский пульт и продирижировать «Аидой» Джузеппе Верди.

Тосканини вспоминал потом, что дирижировал как во сне: он все понимал, все видел, но действовал так, будто это не он, а кто-то другой, сидящий внутри него двигал руками. О партитуре, которая лежала перед ним, он совершенно забыл. Тот, другой, что жил в нем, знал каждую ноту наизусть.

Сезон был спасен, потому, что непосредственные и восторженные жители Рио-де-Жанейро преисполнились самой страстной любовью к Тосканини. Все восхищались этим невысоким молодым человеком (почти мальчиком) – ростом 160 сантиметров, хрупкого сложения. Но его отличал пристальный, властный, почти наполеоновский взгляд серо-голубых глаз под густыми бровями и острый, иронический ум.

Этот подлинный эпизод из жизни Тосканини лег в основу сюжета фильма «Молодой Тосканини», снятого великим режиссером, одним из лучших интерпретаторов Верди на оперных подмостках – Франко Дзеффирелли.

Кинорежиссера привлекал тот факт, что юный Тосканини застал Верди в период его работы над «Фальстафом» и в ХХ веке стал главным популяризатором этого последнего шедевра Верди, как и многих других его незаслуженно забытых опер.

В 80-годы режиссер осуществляет насколько успешных экранизаций опер. Его творения сразу можно узнать по огромному актерскому составу и роскошным костюмам, продемонстрированным, в частности, в «Богеме» Пуччини (1981). Но самой приятной и органичной постановкой для Дзеффирелли была «Травиата» (1982) – фильм-опера с Терезой Стратас и Пласидо Доминго, а также «Отелло» (1986), где Пласидо Доминго кажется самым настоящим Мавром.

Молодой Тосканини волновал Дзеффирелли как один из главных революционеров в оперном театре, настойчиво боровшийся с неуважением и диктатом публики, равнодушием музыкантов оркестра, выходами певцов на «бис» во время действия, исполнением ими бессмысленных вокальных украшений.

На роль юного Тосканини кинорежиссер выбирает впоследствии очень известного американского актера Томаса Хауэлла. В роли примадонны Надины, с которой Тосканини репетирует партию Аиды, – звезда Голливуда Элизабет Тейлор (с голосом Эйприл Майлло), в роли Радамеса – легендарный тенор Карло Бергонци (со своим же голосом с давней записи).

«Молодой Тосканини» почти не шел на больших экранах.

Жюри и критики Венецианского кинофестиваля 1988 года сочли сюжет слишком карамельным и невыразительным, однако, снятая большим мастером, картина вызывает несомненный интерес любителей искусства.

23.03.2022 | Просмотров: 354

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей