Сокровище русской поэзии
Выставка документов, посвященная 85-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной
10 апреля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается выставка документов «Сокровище русской поэзии», посвященная 85-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной.
Белла Ахмадуллина – ярчайший лирический поэт ХХ века в русской и европейской поэзии. В своём возвышенном, страстном и даже истовом творчестве, в стихах на грани исповеди, она продолжила линию классического стиха, ту, что шла от самого Пушкина (чистота формы), и была продолжена в поэзии двух великих поклонниц Пушкина – Марины Цветаевой и Анна Ахматовой.
Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился ее дебютный поэтический сборник стихотворений «Струна».
Талант поэтессы был сразу отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский.
Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере читала свои произведения. Ее легкие, воздушные стихи имели успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.
На сегодняшний день наиболее полным изданием произведений Беллы Ахмадулиной являются 3-х томные «Сочинения» (Москва, 1997), составленное Б.Мессерером и О. Грушниковым. В издание включены переводы из грузинской поэзии, художественная проза, стихотворения, переводы из поэзии народов бывшего СССР, воспоминания, статьи и выступления, предисловия к авторским сборникам, журнальным и газетным публикациям, грампластинкам, рецензии.
Кстати, на выставке документов представлен уникальный поэтический сборник Беллы Ахмадулиной «Метель» (Москва, 1977), подписанный собственноручно автором в 1985 году.
Белла Ахмадулина в течение многих лет писала литературные портреты тех, кто составили содержание ее жизни, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».
Воспоминания и эссе Беллы Ахмадулиной, собранные в книге «Миг бытия» (Москва, 1997), открывают еще одну грань дарования поэта.
Ахмадулина — автор множества эссе о выдающихся творческих личностях. С «напряженным женским вниманием к деталям…, которое и есть любовь» (И.Бродский) написаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Набокова, Владимира Высоцкого, Майи Плисецкой и многих – многих других – тех, кто составил содержание ее жизни.
В трудные годы поддержкой и опорой для Беллы Ахмадулиной, ее «тайным и любимым пространством» стала Грузия.
В 1970-е Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и ее культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию.
Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзии «Сны о Грузии» (Тбилиси, 1979). Белла Ахмадулина переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.
Об Ахмадулиной ходили легенды – и она их поддерживала, понимая, что становится не просто звездой литературы, а фактически символом поколения. К ней прислушивались не только ровесники, но и живая легенда Серебряного века Анна Ахматова.
Последние годы жизни Беллы Ахатовны были тяжелыми. Поэтесса болела. Она передвигалась только на ощупь, потому что практически ослепла. Ахмадулиной не стало 29 ноября 2010 года.
Смерть поэтессы была следствием острого сердечно - сосудистого криза. Прощание с ней состоялось в столице, в Центральном доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище недалеко от могил Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина.
Спустя 3 года в городе Тарусе Калужской области был установлен памятник Белле Ахмадулиной. Скульптура в виде женской фигуры, натянутой как струна и устремленной ввысь, установлена на берегу реки Оки рядом с постаментом Марины Цветаевой.
Белла Ахмадулина часто отдыхала в этом старинном русском городе и черпала здесь вдохновение для написания многих поэтических строк. Автором памятника стал последний муж Ахмадулиной Борис Мессерер. Он также написал в память о поэтессе мемуары «Промельк Беллы».
Жизненный и творческий путь поэтессы широко освещен и на страницах периодической печати.
Вера Зубарева в статье «День: 10 апреля» делится своими впечатлениями о личности Беллы Ахмадулиной. Влияние творчества известной поэтессы на жизнь современников оказалось весьма значительной. В статье приведен анализ стихотворения «День: 12 марта 1981 года» (Русский язык и литература в учебных заведения. – 2012. – № 2. – С. 49 – 55).
В статье «Вечная музыка Беллы Ахмадулиной» Евгений Попов, пишет так: «Жизнь и литература были сопряжены ею в одно целое». На стихи Ахмадулиной было написано много песен. Их исполнили Жанна Бичевская и Алла Пугачева. Эти песни полюбили миллионы слушателей. Поэтесса была символом советского «потерянного поколения». С уходом Беллы Ахмадулиной кончилась эпоха «шестидесятников», - писал Евгений Попов (Новое время. – 2010. – № 41. – С. 54 – 55).
В статье «Тайнопись» поэт, прозаик, профессор–литературовед Вера Зубарева рассматривает библейский контекст в поэзии Белы Ахмадулиной 1980–х годов (Новый мир. – 2013. – № 8. – С. 150 – 158).
На сегодняшний день поэтические книги Беллы Ахмадулиной изданы на 16 языках.
Выставка документов будет действовать до 17 апреля.
09.04.2022 | Просмотров: 313