Имя, вошедшее в историю мирового кино
Выставка документов к 100-летию со дня рождения С.И. Ростоцкого
18 апреля в отделе искусств открылась выставка «Имя, вошедшее в историю мирового кино», посвященная советскому кинорежиссеру и сценаристу Станиславу Иосифовичу Ростоцкому (1922–2001).
Станислав Ростоцкий ‒ народный артист СССР, классик советского кинематографа, создатель великолепных картин, пронизанных переживаниями, любовью к человеку и к самой жизни.
Своим приходом в кино С. Ростоцкий обязан знаменитому кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну. Увидев впервые в пятилетнем возрасте картину «Броненосец "Потемкин"», Станислав Иосифович увлекся кинематографом.
В 14 лет прошел кинопробы в фильм Эйзенштейна «Бежин луг» на небольшую роль. С тех пор Эйзенштейн стал негласным учителем будущего кинорежиссера.
На выставке представлены издания, освещающие страницы жизни и творчества знаменитого кинорежиссера.
Особого внимания заслуживают книги «Эйзенштейн в воспоминаниях современников» (Москва, 1974) и С. Эйзенштейна «Кино – моя жизнь: воспоминания величайшего режиссера» (Москва, 2018).
Среди немногочисленных изданий о жизни режиссера следует отметить издание А.М. Зоркого «Станислав Ростоцкий: портрет режиссера» (Москва, 1982). В беседах автора с прекрасным мастером экрана раскрываются факты из его биографии и творческой деятельности. В издании представлены фотографии из личного архива Станислава Ростоцкого.
В фильмах кинорежиссера звучат актуальные темы, подняты животрепещущие вопросы. Картина «Доживем до понедельника» (1968)впервые в советском кинематографе по-новому показывает роль и предназначение школьного преподавателя, духовное и нравственное взросление детей. На выставке представлен киносценарий Г. Полонского «Доживем до понедельника» (Москва, 1970).
Ростоцкий принадлежит к послевоенному поколению кинематографистов, пришедших к кинорежиссуре с фронта, поэтому он так широко и полно раскрывает военную тематику в своих фильмах«Майские звезды», «На семи ветрах», «Герой нашего времени» и другие.
Широкую популярность режиссеру принесла военная драма «А зори здесь тихие…» (1972) по одноименной повести Б. Васильева. История девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны поразила зрителей непритворной искренностью, полной потрясений и скорби. Статья Б. Васильева «…И вечный поиск» в сборнике «Экран. 1981−1982» (Москва, 1984) рассказывает о личном подвиге режиссера и о героях, которым посвящен фильм «А зори здесь тихие…».
Одной из самых трогательных картин Ростоцкого,по мнению как критиков, так и зрителей, стал фильм «Белый Бим Черное ухо» (1977), созданный по одноименной повести Г. Троепольского. В этом фильме подняты главные нравственные темы человека и человечности: верность, любовь и дружба, достоинство и ответственность. История Бима и его хозяина затронула сердца людей всего мира. Подробнее о фильме можно узнать из статьи В. Марченко «О меньшом брате и верности» в сборнике «Экран. 1977−1978»(Москва, 1979).
Жизнеутверждающее творчество режиссера привлекало и зарубежных зрителей, о чем Вл. Скоморохов рассказывает в статье «Встречи со Станиславом Ростоцким» в сборнике «Экран. 1973−1974» (Москва, 1975). Примечательно, что фильмы «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное ухо» были номинированы на премию «Оскар».
Статья А. Зоркого «Комментарии к зрелищу» из сборника «Экран. 1987» (Москва, 1987) посвящена необычной картине Станислава Ростоцкого приключенческому фильму «И на камнях растут деревья» (1985) о бескрайних землях и временах завоевательных походов викингов.Эта лента, поставленная совместно с норвежским режиссером Кнутом Андерсеном, стала дебютом режиссера в данном жанре кино.
На выставке также представлены издания, посвященные семье режиссера. Книги Ф. Раззакова «Чтобы люди помнили» (Москва, 2004) и И.А. Агаповой «Супермены российского кино» (Москва, 2008)рассказывают о жизни и творчестве его сына Андрея Ростоцкого, актера и каскадера. В статьеА. Арцеуловой «Такая профессия» (Кинопарк.−2008.−№4) освещена фильмография знаменитой актрисы Нины Меньшиковой, жены Станислава Иосифовича.
Станислав Ростоцкий писал: «Кто не испытал горя и страданий, никогда не почувствует вкуса простого человеческого счастья». Так и его фильмы, на которых выросло не одно поколение кинозрителей, показывают, что главное, не смотря ни на что, ценить каждый день жизни, любить родных и уважать друзей.
19.04.2022 | Просмотров: 305