Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом

Выставка документов к 145-летию со дня рождения Максимилиана Волошина

16 мая в отделе искусств открылась выставка документов «В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом», посвященная 145-летию со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877–1932), русского поэта, художника, литературного критика. Универсальность его творческой деятельности, широкая эрудиция поражали даже самых образованных и таких различных его современников, как В. Брюсов, Н. Рерих, А. Бенуа, А. Луначарский. Пониманию творческого наследия Максимилиана Волошина на протяжении десятилетий мешали люди, которые старались наклеить на него различные ярлыки: символиста, пацифиста, сторонника модерна и распада, космополита, писавшего русские стихи так, будто это французские стихи, и многие другие. С большим опозданием, но очень естественно входит Волошин в духовную жизнь наших современников, а представленные издания позволят новому поколению читателей узнать, как жил и работал, как искал и мыслил мастер, еще при жизни ставший легендой.

Сборник «Воспоминания о Максимилиане Волошине» (Москва, 1990) ‒ это коллективный портрет, созданный людьми разного возраста, характера, темперамента. Каждый из них в разное время и в меру сил писал свои воспоминания, исходя из личного опыта и относясь к предмету описания с восторгом или отрицанием. В этой книге читатель найдет воспоминания, принадлежащие перу писателей (Андрей Белый, Иван Бунин, Викентий Вересаев, Марина Цветаева, Илья Эренбург, Корней Чуковский и др.), художников (Елена Кругликова, Александр Бенуа, Маргарита Сабашникова, Анна Остроумова-Лебедева), искусствоведов, друзей поэта разных лет. Жизнь Волошина дается в движении, во времени, вписывается в него. Следы его впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры XX века: в поэзию, искусство перевода, прозу, живопись, искусствоведение, философию. Книга, в которую также включены три автобиографических очерка, знакомит с важнейшими вехами его биографии.

Уроженец Киева Волошин провел раннее детство в Таганроге и Севастополе. Еще в ранние годы всем его существом овладел интерес к поэзии, а также к стихотворчеству, рисованию и особенно к актерству. Окончил феодосийскую гимназию, сохранив на всю жизнь нежность и благодарность к этому городу, здесь же напечатал первое свое стихотворение. Бунтарские порывы юности, которые привели к исключению студента юридического факультета из Московского университета «за агитацию», сменяются страстью к путешествиям по европейским странам, по Средней Азии. Максимилиан Волошин предстает перед нами убежденным скитальцем, познающим мир. С рюкзаком он прошел Италию, Швейцарию, Австрию, Францию, Германию, Испанию, Грецию. Он преодолевал пространство и время, жадно познавая народы и их культуры.

«1900 год – стык двух столетий – был годом моего духовного рождения», – пишет Волошин в своей автобиографии. Природная общительность и темперамент помогали Волошину. В Париже он знакомится с крупнейшими поэтами современности – «парнасцами», с французскими писателями А. Франсом, Р. Ролланом, с великими живописцами Пабло Пикассо и Диего Риверой. Здесь, пропитавшись атмосферой города, его особым ароматом, красотой будничности, русский поэт создает парижский цикл. Строки «В дождь Париж расцветает, Точно серая роза…» мог создать только художник, приобщенный к новейшему течению искусства ‒ импрессионизму. Не рассудок, а непосредственное впечатление от увиденного диктует зримый образ. Художник видит, а поэт воплощает его видение в слове, причем художник и поэт – одно лицо. Стихи из циклов «Париж», «Руанский собор», «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна», а также главы из книги «Суриков» публикуются в книге Максимилиана Волошина «Дом поэта» (Ленинград, 1991).

Именно живописной изобразительностью, предметностью стиля он выделялся из среды поэтов-символистов. Однако, став вроде бы утонченным европейцем, он в тревожное время драматических социальных потрясений начала века предощутил грядущую трагедию своего народа, написав «Уж занавес дрожит перед началом драмы…». Все чаще Волошин посещает давно уже ставший родным Коктебель, в котором проведет большую часть своей жизни, напишет свои знаменитые акварели и создаст лучшие в мировой поэзии стихотворения о пейзаже восточного Крыма. В сборник «Максимилиан Волошин. Коктебельские берега» (Симферополь, 1990) вошла избранная лирика поэта, стихотворения, посвященные видным деятелям русской культуры начала XX века, статьи, редкие фотографии, цветные репродукции акварелей художника.

Много и увлеченно скитавшийся по миру Волошин в оседлости своей проявил такую же увлеченность. Он выбрал место и построил дом, удобный для жизни и работы, создал неповторимый мир, исполненный любви и братства людей искусства. В 1913 году писатель пристраивает мастерскую с квадратной «вышкой». Этот дом сразу становится центром коктебельского пейзажа и местом рождения Максимилиана Волошина-художника. И с этого времени он начинает свою тему в живописи – тему киммерийского пейзажа. Коктебель и его окрестности предстают в этих пейзажах пустынной, еще не заселенной людьми землей. Море, скалы, деревья, облака…

Сборник материалов «Максимилиан Волошин ‒ художник» (Москва, 1976) посвящен его увлечению изобразительным искусством, художественным интересам и вкусам, становлению профессионального мастерства. «Стихотворение ‒ говорящая картина. Картина ‒ немое стихотворение», – гласит древнее японское изречение. Сам поэт говорил, что его стихи о природе утекли в его акварели и живут в них, как морской прибой с приливами и отливами. Волошин в совершенстве овладел этой техникой. Красота силуэта, плавность и гармония линий, тонкие цветовые сочетания создают своеобразный живописный строй его работ, словно вобравших в себя все краски суровой Киммерии. Большую часть акварелей, по примеру любимых им классиков японской гравюры Утамаро и Хокусая, Волошин сопровождает стихотворными надписями, своеобразным поэтическим комментарием, рождавшимся одновременно с образами его пейзажей.

«Чтобы понять поэта, надо отправиться в страну поэта», – эти слова Гете как нельзя лучше применимы к Максимилиану Волошину. Такой страной для Волошина был Крым. Альбом З. Давыдова и В. Купченко «Крым Максимилиана Волошина» (Киев, 1994) включает более пятисот снимков, среди которых впервые публикуемые фотографии Крыма конца XIX ‒ начала XX столетия, а также фотографии, запечатлевшие самого Волошина и многочисленных гостей коктебельского Дома поэта.

До сих пор Максимилиан Волошин остается «неразгаданным сфинксом» Серебряного века. Блестящий поэт, художник, человек разносторонних увлечений, «внепартийной» доброты, миротворец белых и красных по сей день вызывает живой интерес и споры, разрешить которые поможет книга Сергея Пинаева «Максимилиан Волошин, или Себя забывший бог» (Москва, 2005) из серии «ЖЗЛ» ‒ первое объемное жизнеописание поэта, включающее и всесторонний анализ его лучших творений.

Выставка продлится до 31 мая.

16.05.2022 | Просмотров: 292

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей