Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Анна Каренина» ‒ балет Бориса Эйфмана

Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»

25 мая в отделе искусств в дистанционном режиме состоялся видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный балету «Анна Каренина» на музыку П.И. Чайковского в постановке Бориса Эйфмана.

Балет хореографа Бориса Эйфмана ‒ неповторим и уникален. В нем сплетаются классика и модерн, экспрессионизм и сюрреализм. Хореография всемирно известного балетмейстера ‒ искусство драматическое, артисты его театра проживают на сцене жизнь своих героев.

Сотрудники отдела искусств рассказали любителям музыкального театра о значительных вехах в творчестве советского и российского балетмейстера Бориса Яковлевича Эйфмана ‒ народного артиста России, создателя авторского театра, Академии танца Бориса Эйфмана, автора более 40 постановок, лауреата престижных театральных премий «Бенуа танца», «Золотой Софит» и «Золотая маска», кавалера ордена Искусств и литературы Франции, многих других наград и титулов.

Читатели познакомились с книгами, рассказывающими о традициях и преемственности в хореографическом искусстве, о знаменитых балетмейстерах XX века: Михаиле Фокине, Касьяне Голейзовском, Федоре Лопухове, Юрии Григоровиче, чьи новаторские идеи подхватил и развил в своих блестящих постановках Борис Эйфман.

За четыре с лишним десятилетия деятельности Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана балетмейстер попробовал многое: от миниатюры до полномасштабного балета, а также ставил комедии и трагедии, философские притчи, рок-балеты и детские спектакли. «Мне всегда было важно, ‒ говорит хореограф, ‒ что выражает движение. Просто бессознательный поток танца казался проявлением физической, а не духовной деятельности человека. Хореография ‒ это особый вид искусства, способный материализовать эмоциональную жизнь духа».

Несмотря на жанровое разнообразие, в репертуаре преобладают сюжетные балеты по произведениям мировой классики: «Идиот», «Карамазовы» по романам Ф. Достоевского, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Чайка» А. Чехова, «Онегин» А. Пушкина. Есть балеты и на оригинальные сценарии. В отличие от большинства коллег, балетмейстер не переделывает классические балеты, он, как Михаил Фокин, сочиняет только свою самобытную хореографию. Эйфман – хореограф-философ. Считая искусство хореографии процессом духовным, он пытается проникнуть в тайны человеческой психики. Его часто интересуют проблемы творчества гениев. Неслучайно героями его балетов стали Чайковский, Мольер, Баланчин, Роден.

Борис Эйфман ‒ продолжатель петербургской балетной традиции. Его масштабные спектакли, понимающие серьезные философские темы добра и зла, любви и власти, свободы и насилия, всегда зрелищны, ошеломляют зрителя яркостью и динамизмом. Хореография его всегда интенсивна, она почти непрерывно «атакует» зрителя, захватывает внимание и эмоции. Балетмейстер апеллирует к разуму через чувство. Привлекательна и пластическая изобретательность хореографа: приглашая танцовщиков, имеющих обычную классическую подготовку, он прививает им новый исполнительский стиль, который требует виртуозного владения особой техникой.

От артистов требуется внутренний посыл, интеллект, глубокая, но сдержанная эмоциональная выразительность.

Для своих постановок хореограф выбирает сложную музыку выдающихся композиторов, привлекает к сотрудничеству талантливых художников.

Для балета «Анна Каренина» Эйфман выбрал фрагменты музыки из различных произведений Чайковского: симфоний № 2 и № 6, сюит № 1 и № 2, симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и других.

Роман Л. Толстого «Анна Каренина» всегда интересовал Эйфмана невероятным пониманием автором психологического мира его героев, удивительной чуткостью и точностью отражения жизни России.

Премьера балета «Анна Каренина» в двух актах состоялась в 2005 году. В наши дни балет продолжает пользоваться невероятным успехом у зрителей.

Легендарная хореографическая интерпретация романа «Анна Каренина» полна внутренней психологической энергии, небывалого накала страстей и невероятного эмоционального воздействия. Убрав все второстепенные линии романа, хореограф сосредоточился на любовном треугольнике «Анна – Каренин – Вронский». Пластикой тела Эйфман в своем спектакле передал психологический мир героини, осмысление ее личности, драму переродившейся женщины. По мнению хореографа, именно страсть привела к преступлению против общественных норм, уничтожила материнскую любовь, разрушила внутренний мир Анны Карениной. Хореограф отмечает, что его балет о сегодняшнем дне, а не о минувшей эпохе, а неподвластное времени эмоциональное наполнение спектакля и прямые параллели с современной действительностью не оставляют зрителей равнодушными, вызывая глубокое эмоциональное потрясение.

Приглашаем читателей посетить отдел искусств, где можно индивидуально посмотреть балет «Анна Каренина» и другие постановки Б. Эйфмана.

26.05.2022 | Просмотров: 306

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей