Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Яркий представитель и основоположник барокко

Выставка документов к 445-летию со дня рождения Питера Пауля Рубенса

В отделе искусств открылась выставка документов, освещающих жизнь и творчество Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца (1577–1640). Величайший художник, признанный интеллектуал, блестящий дипломат, страстный коллекционер, неутомимый труженик (в течение сорока лет он создал несколько сотен рисунков и написал около 1400 картин) ‒ Рубенс относится к числу самых выдающихся деятелей культуры XVII века.

Фламандская живопись XVII века – одна из самых блестящих страниц истории мирового искусства. Имя Питера Пауля Рубенса стало синонимом фламандского искусства, а творчество наложило отпечаток на всю художественную культуру Фландрии XVII века.

Рубенс родился 28 июня 1577 года в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, вынужденного эмигрировать в Германию в годы испанского террора. После смерти отца (1587) семья вернулась в Антверпен, где Рубенс закончил латинскую школу, заложившую основы его широкой гуманитарной образованности. Своих современников Рубенс поражал блестящим знанием почти всех европейских языков, а также обширнейшими познаниями в области античной истории и литературы. С 1591 года учился живописи у Т. Верхахта и А. ван Ноорта. Однако наиболее сильное влияние на формирование взглядов и вкусов оказал известный художник, поэт и эрудит Отто ван Веен, приобщивший Рубенса к высотам итальянского Ренессанса. В 1600-1608 годах жил в Италии, где изучал произведения Микеланджело, братье Карраччи, Караваджо, Тициана, что стало для молодого художника подлинной школой жизни и мастерства. Рубенс прожил в Италии восемь лет быдучи придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага.

Углубиться в искусство художника и узнать перипетии его судьбы читателям помогут книги Королева А.Ю. «Рубенс» (Москва, 2005) (Галерея гениев) и Уэджауда К.В. «Мир Рубенса» (Москва, 1998) (Библиотека искусства). Эти великолепно иллюстрированные издания знакомят с наиболее известными работами Рубенса, позволяют ощутить их изысканный колорит, ясность и монументальность композиции.

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне бы подошло слово «энергия». Его искусство, характеризуемое кипучей жизненной энергией, его страстями, является воплощением грандиозного стиля барокко. Судя по известным фактам биографии, Рубенс относился к числу любимцев Фортуны, которых окружала прижизненная слава и почет. Будучи придворным живописцем испанских наместников во Фландрии, Рубенс занимал высокие дипломатические посты, пользовался почетом при королевских дворах Мадрида, Парижа и Лондона, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполняющую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов. Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в учениках, счастлив в семье, был богат. Обо всем этом живо и увлекательно рассказывается в книге Роже Авермата «Петер Пауль Рубенс» (Москва, 1977) (Жизнь в искусстве).

Сегодняшний искусствоведческий взгляд, подвергающий сомнению причастность живописи Рубенса стилю барокко, излагается в издании «Великие художники. Рубенс. Ч. 63».

Яркое и многообразное творчество Рубенса охватывает все жанры. Он пишет исторические, мифологические, религиозные картины, аллегории, охоты, сражения, пейзажи, портреты, бытовые сцены. Но независимо от жанра, он прежде всего воспевает человека, его физическую силу и красоту, вдохновляясь народным, чисто фламандским типажом. В большинстве своих работ Рубенс выдвигает на первое место момент подвига и героизма, стремясь также показать огромную духовную, всепокоряющую силу человека.

Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «Кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. Рубенс создает обширную портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют дети, неизвестные монахи, люди различного ранга и звания. В книге доктора искусствоведения М.С. Лебедянского «Портреты Рубенса» (Москва, 1991) впервые в советском искусствознании самостоятельно рассмотрено портретное творчество мастера, дан анализ многих его работ.

В своих произведениях Рубенс создает новый идеал человека, крепкого физически и сильного духовно, его полулюди-полубоги всегда готовы к подвигу. В поисках этих высоких примеров художник обращался к сюжетам религиозным и любимой им античности, заимствуя их для своих полотен из мифологии и истории. Образ Христа – один из самых ярких в творчестве Рубенса – несет в себе героическое начало, которое так привлекало художника.

Рубенс, с его огромной эрудицией и знанием эмблематики и мифологии, по праву может считаться творцом самых блестящих аллегорических картин в европейском искусстве, таких как представленные в эрмитажном альбоме большого формата‒ Питер Пауль Рубенс. «Картины «Союз Земли и Воды». «Вакх»» (Ленинград, 1975).

Библейские сюжеты служат Рубенсу поводом для того, чтобы развернуть перед зрителем чарующую по красоте «живописную историю».

Мифологические темы были для Рубенса особенно интересны, так как давали возможность передать и воспеть в них красоту человеческого тела, в изображении которого художник достиг высочайшего мастерства.

Рубенс поражает нас светлым восприятием жизни, покоряет могуществом человеческой плоти, которая царит в его полотнах.

Произведения Рубенса на любой сюжет наполнены динамикой, движением жизни, в которой безраздельно господствует человек – главное воплощение природной стихии для художника.

Картины Рубенса хранятся во многих музеях мира. Самые крупные и значительные собрания его живописи находятся в Старой Пинакотеке в Мюнхене, в Музее истории искусств в Вене, в Королевском музее изящных искусств в Антверпене, в Лувре и во многих других.

Великолепное собрание картин находится Государственном Эрмитаже. Оно насчитывает сорок четыре живописные работы Рубенса, а также зарисовки, наброски, эскизы, многие из которых настолько совершенны, что могут играть роль самостоятельных художественных произведений. О картинах, хранящихся в Эрмитаже, рассказывается в художественных альбомах, подготовленных научными сотрудниками музея.

Специалистов в области искусствоведения заинтересует фундаментальное издание М. Варшавской «Картины Рубенса в Эрмитаже» (Ленинград, 1973) представляющее собой каталог, включающий уникальный обзор литературы о творчестве Рубенса за четыре столетия, творческую историю картины, описание сюжета с определением изображенного лица и другие сведения.

Эпистолярное наследие Рубенса считается значительным явлением в истории нидерландской литературы. Книга «Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников. (Москва, 1977) (Мир художника) является первой попыткой свести воедино разнообразные дошедшие до нас письменные источники, характеризующие жизненный и творческий путь Рубенса – одного из самых проницательных и образованных людей своего времени.

18.06.2022 | Просмотров: 324

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей