Балет «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
26 июня в дистанционном видеолектории отдела искусств «Шедевры мирового музыкального театра» прошла программа, посвященная знаменитому советскому балету «Иван Грозный».
Жизнь балету Юрия Григоровича «Иван Грозный» дал знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева, вышедший на экраны во время Великой Отечественной войны. В музыке и в фильме были заложены огромные хореографические возможности, недаром Эйзенштейн пробовал на роль Анастасии великую Галину Уланову.
Основой для подготовки вступительной беседы об истории создания и сценической судьбе балета стало фундаментальное иллюстрированное издание – фотоальбом «Юрий Григорович» (Москва, 1986).
Юрий Григорович вспоминал: «Музыку, сочиненную Сергеем Прокофьевым к фильму, я знал давно, меня в ней всегда поражала удивительная пластичность, она словно несла в себе помимо могучего драматизма еще и нераскрытую танцевальность.
Первоначально «Иван Грозный» задумывался как балет исключительно исторический. Григоровичу хотелось показать, как жила Русь того времени.
Декорации и костюмы создал театральный художник Симон Вирсаладзе.
«Иван Грозный» - подлинный шедевр хореографии. Пластическое решение балета само по себе является зримой музыкой. Спектакль целостен и един по стилю, ярко национален по своей природе.
В своих работах Юрий Григорович часто обращается к темам, требующим глубокого философского осмысления.
«Ивана Грозного» можно по праву назвать одним из лучших «психологических» балетов Григоровича. В постановке отражены несколько этапов становления противоречивой личности Ивана IV.
«Иван Грозный с одной стороны показан человеком, жарко и нежно любящим свою жену Анастасию, тяжко оплакивающим ее смерть, ненавидящим коварство и неверность приближенных бояр, и с другой стороны коварным и жестким царем, который «из всех бояр главный боярин», - поясняет Юрий Григорович.
Поначалу это должен был быть именно исторический спектакль, но впоследствии от этой идеи отказались, и на выходе получилась история о любви великого русского царя.
«Иван Грозный» был готов к началу 1975 года и стал крайне необычным явлением в балетном мире: балеты, полностью основанные на русских сюжетах, да еще и на историческую тему – огромная редкость. Премьера в Москве в Большом театре состоялась в феврале 1975 года. Партию Ивана Грозного танцевал Юрий Владимиров, Анастасии — Наталья Бессмертнова, князя Курбского — Борис Акимов. Этот состав до сих пор остается непревзойденным.
Для публики балет стал сенсацией. Он шел на сцене Большого театра 15 лет, выдержав 99 спектаклей. Спектакль имел также ошеломительный успех у французской публики, пресса отмечала непревзойденную хореографию, чудесную музыку и завораживающие декорации.
В Большом балет не сходил с репертуара вплоть до 1990 года — лучшими Иванами были Юрий Владимиров, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Ирек Мухамедов, Анастасиями — Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Нина Сорокина, Алла Михальченко.
В отделе искусств любители музыкального театра могут посмотреть индивидуально выдающиеся хореографические постановки в записях на DVD, а также познакомиться с многочисленными изданиями, посвященными миру балета.
26.06.2022 | Просмотров: 297