Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Балет «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева

Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»

26 июня в дистанционном видеолектории отдела искусств «Шедевры мирового музыкального театра» прошла программа, посвященная знаменитому советскому балету «Иван Грозный».

Жизнь балету Юрия Григоровича «Иван Грозный» дал знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева, вышедший на экраны во время Великой Отечественной войны. В музыке и в фильме были заложены огромные хореографические возможности, недаром Эйзенштейн пробовал на роль Анастасии великую Галину Уланову.

Основой для подготовки вступительной беседы об истории создания и сценической судьбе балета стало фундаментальное иллюстрированное издание – фотоальбом «Юрий Григорович» (Москва, 1986).

Юрий Григорович вспоминал: «Музыку, сочиненную Сергеем Прокофьевым к фильму, я знал давно, меня в ней всегда поражала удивительная пластичность, она словно несла в себе помимо могучего драматизма еще и нераскрытую танцевальность.

Первоначально «Иван Грозный» задумывался как балет исключительно исторический. Григоровичу хотелось показать, как жила Русь того времени.

Декорации и костюмы создал театральный художник Симон Вирсаладзе.

«Иван Грозный» - подлинный шедевр хореографии. Пластическое решение балета само по себе является зримой музыкой. Спектакль целостен и един по стилю, ярко национален по своей природе.

В своих работах Юрий Григорович часто обращается к темам, требующим глубокого философского осмысления.

«Ивана Грозного» можно по праву назвать одним из лучших «психологических» балетов Григоровича. В постановке отражены несколько этапов становления противоречивой личности Ивана IV.

«Иван Грозный с одной стороны показан человеком, жарко и нежно любящим свою жену Анастасию, тяжко оплакивающим ее смерть, ненавидящим коварство и неверность приближенных бояр, и с другой стороны коварным и жестким царем, который «из всех бояр главный боярин», - поясняет Юрий Григорович.

Поначалу это должен был быть именно исторический спектакль, но впоследствии от этой идеи отказались, и на выходе получилась история о любви великого русского царя.

«Иван Грозный» был готов к началу 1975 года и стал крайне необычным явлением в балетном мире: балеты, полностью основанные на русских сюжетах, да еще и на историческую тему – огромная редкость. Премьера в Москве в Большом театре состоялась в феврале 1975 года. Партию Ивана Грозного танцевал Юрий Владимиров, Анастасии — Наталья Бессмертнова, князя Курбского — Борис Акимов. Этот состав до сих пор остается непревзойденным.

Для публики балет стал сенсацией. Он шел на сцене Большого театра 15 лет, выдержав 99 спектаклей. Спектакль имел также ошеломительный успех у французской публики, пресса отмечала непревзойденную хореографию, чудесную музыку и завораживающие декорации.

В Большом балет не сходил с репертуара вплоть до 1990 года — лучшими Иванами были Юрий Владимиров, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Ирек Мухамедов, Анастасиями — Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Нина Сорокина, Алла Михальченко.

В отделе искусств любители музыкального театра могут посмотреть индивидуально выдающиеся хореографические постановки в записях на DVD, а также познакомиться с многочисленными изданиями, посвященными миру балета.

26.06.2022 | Просмотров: 297

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей