«Оттепельный» кинематограф: художественный фильм «Зеленый огонек»
Киноклуб «Верность»
4 июля в дистанционном режиме проходила новая программа киноклуба «Верность», посвященная кинематографу шестидесятых годов.
В программе принял участие донецкий киновед Владимир Александрович Вербицкий. Интересно и содержательно он рассказал о целой эпохе в отечественном кино, поднявшей его на небывалую высоту.
По словам киноведа, кинематограф 60-х годов не случайно определяется как «оттепельный», поскольку он стал символом пробуждения поиска, свежести атмосферы и свободы творчества. Год Двадцатого съезда партии привел в движение все творческие силы страны. Момент обновления идеи совпал с моментом обновления поколений. В кинематограф пришли «лобастые мальчики» предвоенных лет, воспитанные на «Чапаеве», ушедшие на фронт со школьной и студенческой скамьи. Война прокалила их романтизм. Живыми, с орденами и медалями они вернулись в студенческие аудитории. Доучиваясь, они видели уже около себя новое поколение мальчиков, спасенных от войны малолетством. Младшие товарищи, мальчики тридцатых годов рождения были романтичнее, наивнее фронтовиков. Два типа мировосприятия и определили устремления шестидесятников, выразивших человека и время.
Свое сообщение Владимир Вербицкий содержательно подкрепил примерами из фильмов Михаила Калатозова и Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова, Александра Зархи и Марлена Хуциева, Ларисы Шепитько и Михаила Калика.
Кинематограф 60-х освещает издание Льва Аннинского «Шестидесятники и мы» (Москва, 1991).
Образно и точно автор книги характеризует киноискусство «оттепели». Кинематограф первой половины 60-х годов, создал почву для преемственности поколений. С середины десятилетия многое меняется и в общественной, и в кинематографической ситуации. Если начало 60-х определяется наличием твердой опоры у кинематографистов, то к концу десятилетия почва уходит из-под ног. В конце концов шестидесятники сумели ответить на вызов судьбы. Марлен Хуциев, переживший грусть «Июльского дождя», пришел к «Послесловию». Андрей Тарковский дал яростный бой в «Андрее Рублеве». А присутствие Василия Шукшина осветило дорогу шестидесятников подлинной народностью. Автор книги приходит к выводу, что в стилистике, тематике, пафосе кинематографа 60-х годов заключена новая модель киноискусства. Молодой герой, романтическая вера в справедливость и нравственный закон, скользящая и одухотворенная стилистика – вот своеобразная «эмблема» шестидесятников.
Для просмотра и обсуждения был предложен художественный фильм «Зеленый огонек» кинорежиссера Виллена Азарова. Фильм, вышедший на большой экран в 1964 году, относится к произведениям, подготовившим почву для более поздних шедевров «оттепельного» кино.
Основу картины составили события, происходившие в течение одного дня с молодым парнем, начинающим таксистом Сергеем. Его первый рейс ознаменован встречами с самыми разными людьми – москвичами и приезжими. Благодаря людям разных типов, возрастов, характеров, которые садятся в такси, в фильме разворачиваются их истории. Это врач-хирург и московский пенсионер, юная девушка и молодая мама, заведующая салоном для новобрачных, командированные, спешащий в аэропорт гость города и счастливый дедушка.
В фильме снимались Сергей Кузнецов, Ирина Савелова, Анатолий Папанов, Василий Ливанов, Татьяна Бестаева, Зоя Федорова, Всеволод Санаев.
Удивительно, что одним из героев фильма стал автомобиль «Москвич-4013», на котором Сергей возит пассажиров. Авторы фильма «одушевили» его, и автомобиль предстал ярким персонажем фильма со своим характером, поступками, репликами. Юмора и легкой иронии фильму только добавляет внутренний монолог старенького «Москвича». Голосом Зиновия Гердта автомобиль поучает или подсмеивается над своим молодым, неопытным водителем.
В фильме – Москва начала 60-х годов. Она шумит, торопится, спешит. Авторы фильма уловили этот особый ритм большого города. Поток машин мчится по улицам и проспектам Москвы. Вслед за пассажирами Сергея зрители отправляются в разные концы города: с Белорусского вокзала в Лужники, с Калининского моста в аэропорт Шереметьево. Водоворот большого города, движение людей, домов, машин знаменует ритм современной жизни, за которым можно не увидеть человека, его проблем, радостей и горестей.
Каждый должен быть выдающимся на своем месте, как на своем месте оказался главный герой фильма. Такси Сергея в фильме «Зеленый огонек», словно «скорая помощь», мчит, помогает, утешает, знакомит и соединяет людей.
04.07.2022 | Просмотров: 278