Отец российского футуризма
Выставка документов к 140-летию со дня рождения Д. Д. Бурлюка
8 июля в отделе искусств открылась выставка документов к 140-летию со дня рождения Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967), легендарной личности в искусстве первой половины XX столетия. Известный художник и поэт Д. Бурлюк родился 9 июля 1882 года в Харьковской губернии. Учился в Казанском и Одесском художественных училищах, а также в Мюнхенской Королевской академии искусств, брал уроки живописи в парижской студии Ф. Кормона. В Париже он знакомится с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, О. Кругликовой, на художественной выставке в Херсоне ‒ с В. Мейерхольдом. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества был исключен за нежелание следовать традициям: «Титул безумца надо носить как похвалу» (Д. Бурлюк).
Основные вехи жизненного и творческого пути одного из вождей русского авангарда излагаются в ряде изданий: Э.Г. Коновалов «Новый полный биографический словарь русских художников» (Москва, 2008), Т.В. Котович «Энциклопедия русского авангарда» (Минск, 2003), художественно-публицистическом издании И. Шарова и А. Толстоухова «Художники України: 100 видатних імен» (Киев, 2007).
В начале XX века вокруг Д. Бурлюка объединяются молодые поэты и художники, которые начинают искать новые пути развития искусства, способные отображать радикальные изменения, происходящие в обществе. Создается футуристическая группа «Гилея». В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.
В этот же период состоялась встреча Д. Бурлюка с В. Маяковским, еще не известным в литературных кругах. Примечательно, что Бурлюк, чье имя олицетворяло все новое и бунтарское в искусстве, первым разглядел в Маяковском гениального поэта, поддержал его и направил на истинный поэтический путь. Умный, эрудированный, образованный, впитавший новые веяния в искусстве, Бурлюк своей неуемной энергией и обаянием притягивал талантливых людей, помогал им развиваться.
Давид Бурлюк, как блестящий менеджер подготовил и организовал в 1910 году первую выставку «Бубнового валета» ‒ объединения молодых художников, которые пожелали преодолеть пропасть между жизнью и оторванным от нее искусством, внесли в русскую живопись буйство цвета, возвели в культ телесное, материальное. И сделали это смело, нахально, ярко. Этому очень интересному периоду в истории русской живописи посвящена монография Г.Г. Поспелова «Бубновый валет» (Москва, 1990), исследование Г.Ю. Стернина «Художественная жизнь России 1900 – 1910-х годов» (Москва, 1988), научное издание «Русский авангард 1910 – 1920-х годов и проблема экспрессионизма» (Москва, 2003).
В эти годы Давид Бурлюк становится одним из ведущих организаторов русского авангардного движения, публикует многочисленные манифесты и воззвания, организует выставки и публичные выступления.
В 1912 году Бурлюк совместно с А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым издают знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу» с призывом «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности». При этом бросать классиков значило видеть их классиками и хотеть пойти дальше, чем дошли они, не ненавидеть других, но предъявить себя. Выдающимся личностям русского авангарда, выставкам, проектам по изучению этого направления посвящен тематический номер журнала «Библиотечное дело» (2016. - № 16).
В начале 1910-х годов Д. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, разделяющих позиции футуризма. При его непосредственном участии печатаются сборники «Рыкающий Парнас», «Требник троих. Сборник стихов и рисунков», «Сборник единственных футуристов в мире», альманахи «Молоко кобылиц», «Дохлая луна».
Бурлюк принимает активное участие в выступлениях футуристов, диспутах, объединяя роли теоретика, поэта, художника и критика. Совершает вместе с Маяковским и Каменским большое турне по России, выступая с лекциями и чтением стихов. Футурист в поэзии, в живописи Бурлюк выступал как зачинатель и представитель неопримитивизма и кубофутуризма.
В 1915 – 1917 годах живет на Урале, занимается живописью, создает в Уфе около 200 картин. После 1920 года живет в Японии, с 1922 года – в США. Его манера письма существенно не меняется, он продолжает заниматься общественной и просветительской деятельностью. Подробная хронология русского художественного авангарда, биографических сведений о художниках и выставочном бытовании картин воссоздается в альбоме «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях» (Москва, 1992).
Давид Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых начал использовать в своих работах коллажи – вклеенные кусочки фанеры, шестеренки, металлические пластины. Особое место в его картинах принадлежит глазам – предмету его постоянного сожаления «Женщина с четырьмя глазами», «Композиция с глазом», «Глаза». Дело в том, что в молодости художник утратил один глаз и создание множества картин, исполненных в стиле декоративных панно или витражей, объяснял тем, что теперь так воспринимает действительность.
Всю свою жизнь Д. Бурлюк активно пропагандировал эстетику футуристов, завоевав, таким образом, репутацию «отца русского футуризма».
08.07.2022 | Просмотров: 287