Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Художник, подаривший нам шедевры о море

Выставка документов к 205-летию со дня рождения И. К. Айвазовского

18 июля для удаленных пользователей отдела искусств открылась книжная выставка, посвящённая творчеству величайшего художника-мариниста, российского живописца – Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900).

В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».

Родители Ованеса, так назвали мальчика при рождении, еле сводили концы с концами, потому краски и бумага в его руки попадали не часто. Для рисования приходилось использовать уголь и стены домов. Так «настенным рисунком» заинтересовался градоначальник Александр Казначеев и пожелал познакомиться с автором. Всю жизнь Иван Айвазовский с благодарностью вспоминал своего благодетеля и говорил, что именно от него получил «лучший и самый памятный подарок – ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги». Гений юного художника был отмечен в Симферопольской гимназии, а позже в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Юного студента записали Иваном Гайвазовским. Только в 1840 году из его фамилии исчезнет буква Г – так он захочет отдать дань уважения своим армянским корням.

Особое значение в жизни Ивана Айвазовского сыграла академическая выставка 1836 года. Его сразу же высоко оценил Карл Брюллов: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря... Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника». На этой же выставке Айвазовский познакомился с Пушкиным. В следующем году поэт был убит, но эта встреча глубоко запала в душу художнику, и он потом написал множество картин, посвященных Пушкину.

В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет. «Я, как пчела, собираю мед из цветника», – сообщал он о своем путешествии по Италии, в котором жадно впитывал новые виды и писал. В то время художники часто обращались к работе с натуры и Иван Константинович честно пытался следовать этим призывам, делая зарисовки в Сорренто и проработав там три недели на пленэре. Однако каково же было удивление художника, заметившего, что гости выставок равнодушно проходят мимо «натуры» и с восторгом замирают перед теми полотнами, которые были написаны им по памяти. С этого момента художник делал наброски в блокноте, а работал над картинами исключительно в мастерской, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку в следующее мгновение она уже иная. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах).

Подробнее о жизни художника и его знаковых полотнах можно прочесть в книге «100 великих художников» (Москва, 2004). Это одна из самых популярных серий издательства «Вече» с краткой, но насыщенной информацией и доступным изложением. В ней вы встретите цитаты художника из его дневников, ремарки о написании знаковых картин, комментарии о стиле и технике художника, а также воспоминания и оценки современников непревзойденного мастера.

Также в фонде отдела искусств хранится ещё одна книга из серии «Вече» «100 великих картин» (Москва, 2011), в которой увлекательно изложена история создания одного из самых известных полотен Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал».

Книга И.К.Айвазовский (Москва, 1970) искусствоведа и писателя Л.А.Вагнера, представляет собой повествование о жизни и творчестве И.К.Айвазовского. Издание дополнено иллюстрированными документальными материалами и в художественной форме рассказывает о неимоверных взлётах и трудностях неутомимого живописца, страстного любителя моря. Данная книга вышла в серии книг «Жизнь в искусстве», представляющей собой собрание блистательных биографий неповторимых гениев.

Книга А.Сергеева «Айвазовский. Фантастические приключения» (Москва, 2003) выпущена известным издательством Белый город. Иллюстрированный фантастический роман о художнике-маринисте погрузит читателя в увлекательный художественный мир.

В книге И. Айвазовский. «Вижу мощь я родной стороны» (Москва, 2015), также издательства Белый город, представлена подборка репродукций восьми лучших картин знаменитого русского художника, выполненных на высоком полиграфическом уровне.

Альбом под редакцией В.Н.Пилипенко Айвазовский (Ленинград, 1991) знакомит с творчеством художника на широком культурно-историческом фоне, раскрывая связи Айвазовского с художниками-современниками и некоторыми творческими деятелями. Издание входит в серию «Русские живописцы XIX века».

Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 – мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие – около шести тысяч живописных полотен.

На выставке также представлены альбомы репродукций из фонда библиотеки.

18.07.2022 | Просмотров: 314

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей