Художник, подаривший нам шедевры о море
Выставка документов к 205-летию со дня рождения И. К. Айвазовского
18 июля для удаленных пользователей отдела искусств открылась книжная выставка, посвящённая творчеству величайшего художника-мариниста, российского живописца – Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900).
В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».
Родители Ованеса, так назвали мальчика при рождении, еле сводили концы с концами, потому краски и бумага в его руки попадали не часто. Для рисования приходилось использовать уголь и стены домов. Так «настенным рисунком» заинтересовался градоначальник Александр Казначеев и пожелал познакомиться с автором. Всю жизнь Иван Айвазовский с благодарностью вспоминал своего благодетеля и говорил, что именно от него получил «лучший и самый памятный подарок – ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги». Гений юного художника был отмечен в Симферопольской гимназии, а позже в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Юного студента записали Иваном Гайвазовским. Только в 1840 году из его фамилии исчезнет буква Г – так он захочет отдать дань уважения своим армянским корням.
Особое значение в жизни Ивана Айвазовского сыграла академическая выставка 1836 года. Его сразу же высоко оценил Карл Брюллов: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря... Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника». На этой же выставке Айвазовский познакомился с Пушкиным. В следующем году поэт был убит, но эта встреча глубоко запала в душу художнику, и он потом написал множество картин, посвященных Пушкину.
В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет. «Я, как пчела, собираю мед из цветника», – сообщал он о своем путешествии по Италии, в котором жадно впитывал новые виды и писал. В то время художники часто обращались к работе с натуры и Иван Константинович честно пытался следовать этим призывам, делая зарисовки в Сорренто и проработав там три недели на пленэре. Однако каково же было удивление художника, заметившего, что гости выставок равнодушно проходят мимо «натуры» и с восторгом замирают перед теми полотнами, которые были написаны им по памяти. С этого момента художник делал наброски в блокноте, а работал над картинами исключительно в мастерской, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку в следующее мгновение она уже иная. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах).
Подробнее о жизни художника и его знаковых полотнах можно прочесть в книге «100 великих художников» (Москва, 2004). Это одна из самых популярных серий издательства «Вече» с краткой, но насыщенной информацией и доступным изложением. В ней вы встретите цитаты художника из его дневников, ремарки о написании знаковых картин, комментарии о стиле и технике художника, а также воспоминания и оценки современников непревзойденного мастера.
Также в фонде отдела искусств хранится ещё одна книга из серии «Вече» «100 великих картин» (Москва, 2011), в которой увлекательно изложена история создания одного из самых известных полотен Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал».
Книга И.К.Айвазовский (Москва, 1970) искусствоведа и писателя Л.А.Вагнера, представляет собой повествование о жизни и творчестве И.К.Айвазовского. Издание дополнено иллюстрированными документальными материалами и в художественной форме рассказывает о неимоверных взлётах и трудностях неутомимого живописца, страстного любителя моря. Данная книга вышла в серии книг «Жизнь в искусстве», представляющей собой собрание блистательных биографий неповторимых гениев.
Книга А.Сергеева «Айвазовский. Фантастические приключения» (Москва, 2003) выпущена известным издательством Белый город. Иллюстрированный фантастический роман о художнике-маринисте погрузит читателя в увлекательный художественный мир.
В книге И. Айвазовский. «Вижу мощь я родной стороны» (Москва, 2015), также издательства Белый город, представлена подборка репродукций восьми лучших картин знаменитого русского художника, выполненных на высоком полиграфическом уровне.
Альбом под редакцией В.Н.Пилипенко Айвазовский (Ленинград, 1991) знакомит с творчеством художника на широком культурно-историческом фоне, раскрывая связи Айвазовского с художниками-современниками и некоторыми творческими деятелями. Издание входит в серию «Русские живописцы XIX века».
Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 – мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие – около шести тысяч живописных полотен.
На выставке также представлены альбомы репродукций из фонда библиотеки.
18.07.2022 | Просмотров: 314