Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Обзор из цикла «Каталоги и картотеки это мозг и память библиотеки!» к 230-летию поэта П. А. Вяземского
Петр Андреевич Вяземский (23 июля 1792 – 22 ноября 1878) – один из крупнейших русских поэтов золотого века, прошедший 70-летний творческий путь; мастер журнальной полемики, историк литературы и русского быта, переводчик, мемуарист; советник и собеседник Александра I и Александра II; друг Карамзина и Жуковского, Пушкина и Мицкевича, Тютчева и Стендаля; блестящий светский лев, остроумец и сердцеед…
В 1813 – 1817 гг. князь П. Вяземский – один из самых перспективных молодых поэтов России. Он активно выступает в самых разных жанрах – от эпиграммы и дружеского послания до басни и сатирических куплетов; вступает в литературное общество «Арзамас», заводит множество дружеских связей в литературных кругах.
За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря». Его фраза «Мой Аполлон – негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.
При пламени его с свободных уст моих
Падет бесчестное молчанье
И загорится смелый стих.
Отрывок из стихотворения «Негодование»
Именно тогда имя Вяземского входило в первую пятерку популярнейших поэтов России, его неоднократно называли «остроумнейшим русским писателем», его стихотворения становятся народными песнями («Тройка мчится, тройка скачет…»), цитаты – пословицами («И жить торопится, и чувствовать спешит»).
К 1820-му г. относится начало дружбы Вяземского с Александром Сергеевичем Пушкиным. Они познакомились в Царском Селе и поддерживали близкие отношения до самой смерти Пушкина. Александр Сергеевич высоко ценил творчество Вяземского, особенно его журнальную прозу, одобрял и поддерживал все его начинания, посвятил ему несколько стихотворений и третье издание поэмы «Бахчисарайский фонтан», неоднократно ставил эпиграфами к своим произведениям цитаты из Вяземского («Евгений Онегин», «Станционный смотритель»), неоднократно цитировал Вяземского в своем творчестве. По свидетельству очевидцев Пушкин ввел негласный запрет на критику Вяземского в своем присутствии. В свою очередь Вяземский с восхищением отзывался о творчестве Пушкина.
В этот период в своих критических статьях Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.
В 1848 году свет увидела ранее написанная Вяземским биография русского драматурга Д.И. Фонвизина – первая русская биография писателя. Она ещё в рукописи получила восторженную оценку Пушкина («книга едва ли не самая замечательная с тех пор, как пишут у нас книги»).
Любимейшим жанром князя П. А. Вяземского были записные книжки, с которыми он на закате дней сравнил самого себя: «Я просто записная книжка. Где жизнь играет роль писца...». Жизнеописание поэта, основанное на материалах архива, дает возможность заглянуть в эту «записную книжку» и по достоинству оценить уникальность талантов П.А. Вяземского.
Баллады поэта получили новую жизнь в фильме режиссера Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!
Петр Вяземский
Информационные ресурсы зала каталогов отдела формирования и каталогизации библиотечных фондов предоставляют читателям полную информацию о наличии в фондах библиотеки произведений князя П.А. Вяземского.
23.07.2022 | Просмотров: 533