Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века
Клуб «Художник» к 135-летию со дня рождения Марка Шагала
21 июля в дистанционном режиме прошла встреча клуба «Художник», посвященная знаменитому российскому и французскому живописцу, графику, сценографу и художнику-монументалисту Марку Захаровичу Шагалу (1887-1985).
Марк Шагал ̶ один из самых загадочных художников-авангардистов XX века, волнующих своими фантасмагоричными персонажами и мистическими красками.
Особенностью его творчества является непосредственная связь реального и ирреального, временного и вечного. Шагал «говорил» языком пластической формы и на картинах запечатлел не окружающий его мир, а образы, отождествляющие слово, человеческую мысль и чувства.
Основываясь на материалах издания Апчинской Н.В. «Марк Шагал: портрет художника» (Москва, 1995) и Каменского А.А. «Марк Шагал и Россия» (Москва,1988) ведущая рассказала о непростой судьбе и творческом становлении «российского француза с еврейскими корнями».
Будущему художнику была уготована профессия приказчика или же фотографа, но увлечение живописью и рано проявившийся необычайный талант побудили его погрузиться в мир искусства.
Его первый учитель – витебский художник Юдель Моисеевич Пэн, не столько обучил Шагала живописи, сколько вложил в его сознание идею, что живопись необходимо воспринимать как форму «возвышенного ремесла, вознаграждающего трудолюбие, скромность и упорство любого художника».
Уже в ранних работах Шагала заметно влияние французских постимпрессионистов: Гогена, Ван Гога и Сезанна. В дальнейшем же на его творчество повлияли фовизм, кубизм и футуризм.
Рассказ о творчестве расширили многочисленные альбомы репродукций. Особое внимание привлекает альбом «Шагал» (Москва, 1998) из серии «Белый город», в котором рассказывается про направления и стили, привлекавшие внимание художника, основные темы и разнообразие жанров в его творчестве.
Интересно, что в свободном нонкомформистском восприятии искусства, у Шагала особое место занимало религиозное чувство. Образ Христа появился в творчестве художника уже на ранних этапах. На картине «Голгофа» (1912) фигура Спасителя приобретает сходство со всеми страждущими, а в «Белом Распятии» (1938) он представлен как гармоничный и умиротворенный распятый мученик – образ, заимствованный из искусства Ренессанса.
Почувствовав ограниченность традиционной живописи, Шагал попробовал свои силы в керамике, живописи на стекле, мозаике. Его привлекали все виды изобразительного искусства и любые техники, с помощью которых он мог визуализировать живой и духовно насыщенный внутренний мир человека.
В 1920-е годы Марк Шагал увлекся графикой и книжной иллюстрацией, которая стала стимулом к новому творческому подъему. Художник создал ряд иллюстраций к книгам еврейских писателей и поэтов. В полной мере свой талант графика Шагал показал в иллюстрациях к «Мертвым душам» Гоголя и «Басням» Лафонтена. Подробно о графических работах художника изложено в издании Н. В. Апчинской «Марк Шагал: графика» (Москва, 1990).
Во всех своих работах Марк Шагал стремился передать идею свободы, братской общности и единства всего сущего. Особая роль в его философской концепции отводится многочисленным музыкальным образам. Художник создал множество театральных декораций, занавесов, панно, эскизов костюмов и масок к спектаклям «Алеко» на музыку Фортепианного трио Чайковского, балетам «Жар-птица» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля.
В одной из самых масштабных работ Марка Шагала – росписи плафона Парижской оперы по заказу самого Шарля де Голля, художник отдал дань уважения композиторам разных эпох, стилей и национальных школ: Моцарту, Глюку, Бетховену и многим другим. Он также уделил внимание и прославленным мифологическим и библейским музыкантам – Орфею, Давиду и Соломону, тем самым охватив всю историю музыки.
Среди многообразия тем в творчестве Шагала важное место также занимает тема любви. Многие его работы были посвящены верной жене и музе Белле Розенфельд. Самая известная среди них ̶ картина «Прогулка» (1918), на которой Шагал буквально показывает чувство влюбленности, легкости и невесомости, поразившее его прямо в сердце при встрече с возлюбленной.
Последние сорок лет жизни принесли художнику мировую славу, он осуществил мечту своей юности и снискал любовь публики и на Востоке, и на Западе.
Ещё при жизни художника, в Ницце был основан Музея библейской мудрости имени Марка Шагала, где были собраны монументальные мозаики, цикл из семнадцати полотен на сюжеты Ветхого завета, серия гуашей и другие многочисленные работы.
Ведущая также познакомила участников встречи с уникальным альбомом-каталогом «Шагал. Возвращение мастера» (Москва, 1988), составленном по материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения знаменитого художника.
Работы Шагала остаются новаторскими и на сегодняшний день. Его приемы и техники активно осваиваются современными отечественными и зарубежными мастерами, что свидетельствует об универсализме художника и всеохватности его творческой репрезентации.
Участники виртуальной встречи, рассматривая работы Шагала, отметили, что в его картинах есть и гротеск, и ирония, и мечта, и доброта, что в них нашла воплощение романтическая душа художника. Тем чувствам, которые переполняли его душу, он дал собственное направление, которое продолжает волновать современных зрителей и творцов.
21.07.2022 | Просмотров: 401