Представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве
Выставка документов к 265-летию со дня рождения В.Л. Боровиковского
1 августа в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству В.Л. Боровиковского (1757–1825), русского художника, мастера портрета, академика Императорской Санкт-Петербургской академии художеств.
Владимир Лукич Боровиковский принадлежит к числу лучших живописцев XVIII века. Крупнейший русский портретист конца XVIII– начала XIX столетия происходил из украинского казачества; живописи первоначально учился у своего отца-иконописца в Миргороде и также начал свой творческий путь с работы над иконами.
Важную роль в судьбе Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Известный поэт XVIII века В.В. Капнист привлек художника к оформлению одного из «путевых дворцов», в котором должна была остановиться государыня. По преданию, два больших панно Боровиковского, аллегорически прославляющих императрицу, понравились ей, и она повелела талантливому живописцу переехать в Петербург.
В Петербурге систематического профессионального образования Боровиковский так и не получил: взял несколько уроков у австрийского живописца И.Б. Лампи и пользовался, по свидетельствам современников, советами Д.И. Левицкого.
Боровиковский, благодаря своему другу и покровителю Н.А. Львову, талантливейшему архитектору, поэту, музыканту и ученому, оказался в кругу людей, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Искусство Боровиковского – своего рода русский вариант сентиментализма в живописи. Он внес в русскую портретную живопись новые черты: обостренный интерес к миру чувств и настроений, утверждение нравственных достоинств человека.
Более чем за тридцать лет творчества он оставил обширную галерею портретов современников разных сословий и мировоззрений. Но особенно он прославился как певец женской красоты.
Считается общепризнанным, что «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», созданный 1797 году, когда мастерство Боровиковского достигло совершенства и отточенности, является лучшим произведением мастера. Собственно, и знают-то Боровиковского многие лишь по этой картине. Со всей полнотой выразилось в этом портрете то, что является самым существенным в творчестве Боровиковского, ‒ стремление раскрыть красоту человеческих чувств.
К лучшим произведениям портретной живописи XVIII века относятся также прекрасные одухотворенные женские портреты: «Торжокской крестьянки Христиньи», «Е.Г. Темкиной», «Е.А. Нарышкиной», «Великой княжны Марии Павловны». Особой жизненной непосредственностью отличается портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных. Полон достоинства и серьезности портрет Боровиковского «Г.Р. Державин». Героичность, патетическая воодушевленность выражены в портрете генерала Ф.А. Боровского.
Истории создания и анализу лучших произведений художника посвящено множество статей известных искусствоведов в журналах «Искусство» (2007. – № 5; 2008. – № 6), «Юный художник» (2007. – № 8; 2009. – № 7), «Новый мир искусства» (2008. – № 6), опубликованных в связи со знаменательным событием ‒ масштабной выставкой «…Красоту ее Боровиковский спас», организованной Третьяковской галереей к 250-летию со дня рождения живописца.
Боровиковским было создано несколько больших парадных портретов. С современным искусствоведческим анализом знаменитых работ «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», «Портрет Павла I, в малиновом далматике и порфире», «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» знакомят журналы «50 художников: шедевры русской живописи» Вып. 29. «Боровиковский», «Великие художники». Ч. 90.
Несмотря на то, что художник состоял в активной переписке с известными современниками, вел дневники, он не любил жить «нараспашку» и в свою душу посторонних не пускал, да и многие документы были утеряны. По этой причине многие факты биографии и даты остались неизвестными. Сама жизнь Боровиковского оказалась пронизанной страстными поисками гармонии, справедливости и в то же время сомнениями, колебаниями и разочарованиями, которыми была так полна его эпоха.
Специалистов, профессионально занимающихся искусством, заинтересует уникальное исследование доктора искусствоведения Т.В. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18–19 веков» (Москва, 1975), в котором автор детально анализирует наследие мастера, осмысливает параллельные явления в смежных областях искусства, рассматривает общие историко-культурные проблемы той эпохи.
Представленные на выставке популярные издания К. Михайловой «Владимир Лукич Боровиковский» (Ленинград, 1968), Т.В. Алексеевой «Боровиковский» (Москва, 1960) приводят вариант жизненного пути знаменитого художника, признаваемый в большинстве посвященных ему работ «каноническим».
Виртуоз живописной техники, смелый новатор и мастер глубоко интимного камерного портрета, Боровиковский держал частную школу живописи. В числе его любимых учеников был знаменитый художник А.Г. Венецианов.
Боровиковский был великим тружеником, не мыслившим себя вне работы. Он оставил после себя более четырехсот произведений. Широкий общественный интерес к этому большому художнику возобновился после десятилетий забвения благодаря «мирискусникам». Александр Бенуа, посетивший организованную С. Дягилевым в 1905 году ретроспективную выставку русской портретной живописи, где было показано более ста портретов руки Боровиковского, отметил: «…Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский». Работы художника, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года приобрели статус национального достояния, заняли места в крупнейших музеях страны. По результатам телевизионного опроса «Имя России», творческая деятельность В.Л. Борвиковского была представлена в издании Н.М. Кочубеева «Сто великих имен России» (Москва, 2009), посвященном личностям, способствовавшим процветанию Российского государства.
01.08.2022 | Просмотров: 392