Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Яркая индивидуальность музыки

Библиографический обзор выставки документов к 90-летию со дня рождения С.М. Слонимского

9 августа в отделе искусств для удаленных пользователей библиотеки открылась выставка документов «Яркая индивидуальность музыки» к 90-летию со дня рождения С.М. Слонимского (1932-2020) – советского и российского композитора.

Творчество всемирно известного крупнейшего отечественного композитора Сергея Михайловича Слонимского по праву признается одним из самых оригинальных и парадоксальных явлений современности. Премьерное исполнение его произведений всегда становится событием всероссийского масштаба. Мировое признание получили его оперы «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», сочинения для оркестра «Драматическая песнь», «Петербургские видения», «Еврейская рапсодия» и другие.

Многогранное творчество и просветительская деятельность петербургского композитора, пианиста, музыковеда, публициста, общественного деятеля, профессора Санкт-Петербургской консерватории С.М. Слонимского стало одним из ярких явлений современной художественной культуры. Он ‒ автор более ста пятидесяти произведений, отмеченных счастливой судьбой. Слонимский ‒ композитор-универсал, который блестяще владеет буквально любой стилевой манерой.

Сергей Михайлович Слонимский родился в 1932 году в Ленинграде, в семье известного советского писателя М.Л. Слонимского. Его учителями в школьные и консерваторские годы были виднейшие советские музыканты: А.Д. Артоболевская, С.И. Савшинский, С.Я. Вольфензон, В.Я. Шебалин, О.А. Евлахов, В.В. Нильсен. После окончания аспирантуры М.С. Слонимский более полувека преподавал в консерватории музыкально-теоретические дисциплины и композицию.

Монография М. Рыцаревой «Композитор Сергей Слонимский» (Ленинград, 1991) построена как рассказ о творческом пути Слонимского, который, по мнению автора, достаточно оригинален, что обусловлено как индивидуальностью самого композитора, так и культурологическими особенностями эпохи. Именно исследование пути Стравинского в контексте его творчества, помогает увидеть и понять внутреннюю взаимосвязь, казалось бы, разных его сочинений, проясняет магистральные образные линии. Монографический очерк А. Милки «Сергей Слонимский» (Ленинград ; Москва, 1976) посвящен в основном не самому композитору ‒ его личности и биографии,‒ а его сочинениям, их особенностям и судьбам.

В многочисленных характеристиках музыковедов и коллег по композиторскому цеху неоднократно подчеркивались многогранная широта интересов, интеллектуализм, универсализм композитора. Так, Ольга Девятова, доктор культурологи, образно называя творчество композитора «музыкальной Вселенной», подчеркивает в нем «смелое столкновение эпох и стилей, художественных и философских идей, выработанных мировой культурой на протяжении тысячелетий». Органичный синтез исторически устоявшегося и нового, авангардного необходим композитору для воплощения вечных тем искусства. Уже на начальном этапе творчества Слонимского волновали проблемы добра и зла, жизни и смерти, тема ответственности личности, что нашло выражение в Первой симфонии (1958), опере «Виринея» (1967), балете «Икар» (1970). В более поздних сочинениях ‒ камерной опере «Мастер и Маргарита» (1972), Девятой симфонии (1987), опере «Гамлет» (1991) и многих других произведениях композитор стремился найти ответы на мучительные вопросы своего времени.

Проблемам формирования художественного мира композитора посвящены статьи доктора искусствоведения Ирины Умновой «Многоликость творчества Слонимского» (Музыкальная академия. – 2010. - № 4), педагогическим принципам и взглядам композитора ‒ статья «Композитор Сергей Слонимский о принципах современного музыкального образования» (Искусство и образование. – 2010. № 4)., а также другие материалы в журналах «Музыкальная жизнь» (2007. - №10 ; 2011. - № 3).

Велик вклад Слонимского в решение проблем детского эстетического просвещения в России. Продолжая замечательные традиции великих музыкантов, Слонимский не случайно обращается к детской музыке. Используя необычные сочетания вокальных голосов и музыкальных инструментов, композитор вносит в детскую музыку элемент театральности, что усиливает интерес к ней юных музыкантов.. В статье Т.К. Тарновской «С.М. Слонимский ‒ автор музыки для детей и о детях» (Искусство и образование. – 2011. - № 5) анализируются сборники фортепианной музыки композитора «От 5 до 50».

Литературная грань творчества Сергея Слонимского, характеризующая его как пытливого музыковеда, блестящего рассказчика, острого публициста, доверительного собеседника полнокровно развивалась на протяжении пяти десятилетий. В статье Ирины Умновой «Литературное творчество композитора Сергея Слонимского» (Музыка и время – 2005. - № 3) рассматривается взаимосвязь между значимостью музыкального и литературно-критического наследия композитора. Результатом литературного творчества С. Слонимского являются более двухсот работ различных жанров. В их числе, представленные на выставке: раритетная монография «Симфонии Прокофьева» (Москва; Ленинград», 1964), современные книги петербургского издательства «Композитор»: Сергей Слонимский «Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе» ( 2000), «Заметки о композиторский школах Петербурга XX века» (2012), «О новаторстве Шопена» (2010), «Творческий облик Листа. Взгляд из XXI века» (2010).

Обширный раздел выставки представляет нотные издания сочинений С. Слонимского: оперные клавиры, симфонические партитуры.

Произведения для органа, арфы, фортепиано, скрипки, альта, виолончели, флейты, кларнета, гобоя, написанные как для концертирующих музыкантов, так и для детей и юношества.

Песни и романсы для голоса на стихи О. Мандельштама, С. Есенина, Б. Ахмадулиной, Ф. Тютчева, А. Кольцова, Н. Рубцова и других поэтов пополнят концертный репертуар вокалистов.

Прослушать произведения композитора в грамзаписи посетители библиотеки могут индивидуально в отделе искусств.

09.08.2022 | Просмотров: 366

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей