Образный мир Дебюсси
Беседа-обзор к 160-летию со дня рождения Клода Дебюсси
20 августа в отделе искусств была проведена беседа-обзор изданий, посвящённых французскому композитору, пианисту, дирижёру, музыкальному критику Клоду Ашилю Дебюсси.
Музыкант утверждал, что музыка ближе всего к природе своей изменчивостью и многоликостью форм.
Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию,- говорил Дебюсси.
Творчество композитора охватывает разные жанры, однако невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки. Сам композитор был талантливым пианистом, современники отмечали воздушность его игры, пространственность звучания. Он обладал удивительной способностью создавать зримые образы, словно оживляющие музыкальные произведения. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено. Музыку Дебюсси часто рассматривают как аналогию импрессионистической живописи, однако он сам возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки.
Стиль и философия музыки Дебюсси формировались в среде поэтов-символистов: Поль Верлен, Шарль Бодлер, Пьер Луис. Дебюсси высоко ценил поэзию символистов. Его вдохновляла музыкальность, психологический подтекст, утончённые вымыслы. Так, в музыке композитора прослеживаются символические обобщения, психологический подтекст звуковых пейзажей.
Отметим, что Дебюсси дважды был в России и знакомство с русской музыкой очень повлияло на формирование стиля композитора: «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей». Его впечатляла выразительность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина, гибкость вокально-речевой интонации А. Бородина.
Музыкальное наследие Клода Дебюсси велико и разнообразно: опера, балеты, сочинения для оркестра, камерная музыка, сочинения для фортепиано, сочинения для голоса и фортепиано. Самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.
Читателям отдела были представлены книги авторитетных музыковедов, монументальные исследования творчества Клода Дебюсси.
В книге Мартынова И. И. «Клод Дебюсси» (Москва, 1964) увлекательно описан жизненный и творческий путь композитора от начала жизни до последних лет. Книга дополнена полным списком произведений Дебюсси, списком статей о композиторе, а также списком статей о нём.
Обширнейший документальный труд одного из авторитетнейших исследователей творчества Дебюсси – Стефана Яроциньского «Дебюсси. Импрессионизм. Символизм» (Москва, 1978) - безусловно заинтересует широкий круг читателей. (фото 1)
В книге Пола Холмса «Дебюсси» (Челябинск, 1999) из серии «Иллюстрированные Биографии великих музыкантов», биография Клода Дебюсси представлена в контексте его эпохи. Новаторство композитора подрывало традиционное представление о гармонии, форме, оркестровке и после них музыкальный язык не мог остаться прежним. Книга дополнена многочисленными иллюстрациями.
Книга Куницкой Р. И. «О романтической поэтике в творчестве Дебюсси» (Москва, 1982) содержит историко-стилистический анализ вокальных, инструментальных сочинений, оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. В ней освещаются романтические черты художественного мышления композитора, раскрываются связи его искусства с поэзией символизма, выявляется характерный для Дебюсси ассоциативный характер восприятия и отражения действительности.
Сборник статей «Дебюсси и музыка XX века» (Ленинград, 1983) советских музыковедов освещает проблематику творчества Дебюсси я его влияние на музыку в XX в. В сборнике представлены статьи Р. Лаула, В. Цытовича, П. Печерского, В. Быкова, А. Владимировой, Г. Филенко.
Произведения К. Дебюсси представлены в фонде отдела многочисленными нотными изданиями, CD-дисками и грампластинками, которые пользователи смогут подобрать, обратившись к справочно-библиографическому аппарату отдела ‒ каталогам нотных изданий и звукозаписей, а также электронному каталогу библиотеки.
20.08.2022 | Просмотров: 436