Опера К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
24 августа состоялся видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвящённый творчеству одного из самых значительных представителей французской музыки рубежа XIX и XX веков ‒ Клоду Дебюсси.
Видеолекторий проходил в дистанционном режиме.
Ведущая программы эмоционально и содержательно представила творческую биографию французского композитора-классика.
Семья Клода Дебюсси не имела никакого отношения к музыке. Свои первые уроки мальчик начал получать в доме тёти, в Каннах, потом занятия продолжились в Париже, где отметили его выдающиеся перспективы. Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Наставники отмечали глубокую выразительность исполнения музыкальных произведений, его способность оживлять музыкальные образы.
Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Он давал уроки музыки её детям, а также аккомпанировал ей самой. Главной ценностью для композитора был доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками.
Клод Дебюсси был увлечён символизмом, посещал кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. Так, под впечатлением от поэзии символистов, были написаны романсы на стихи Бодлера, Верлена, Луиса.
В фортепианных произведениях Дебюсси добился максимально выразительных, изящных оттенков, раскрыл новые тональности инструмента. Образы, задуманные композитором, были настолько реалистично выражены, проявляясь в ярких звуках, переливающихся, словно мазки на холсте импрессиониста. Однако сам композитор противился сравнению себя с импрессионистами, считая себя символистом.
Композиторское наследие включает в себя не только сочинения для фортепиано, вокальные произведения. Из-под пера мастера вышли струнные квартеты, сюиты, симфонии. Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда».
Клод Дебюсси был не только гениальным композитором, талантливым пианистом, но и известным музыкальным критиком. Он написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи.
Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге.
Гостям мероприятия было предложено прослушать оперу «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси на либретто Мориса Метерлинка. Это единственная полностью завершённая опера композитора, однако она была одним из главных сочинений в его творчестве.
Открыв окно, Мелизанда выпустила на волю всю современную музыку,-
очень точно заметил Андре Мессаже, друг композитора, дирижировавший премьерой оперы.
Дебюсси сформулировал новую концепцию оперы.
В идеале было бы две связанные мечты. Нет времени, нет места. Нет большой сцены [...] Музыка в опере слишком преобладает. Слишком много пения, а музыкальное оформление слишком громоздкое [...] Моя идея - короткое либретто с подвижными сценами. Никаких дискуссий или споров между персонажами, которых я вижу во власти жизни или судьбы,-
писал он в письме к Эрнесту Гиро в 1890 году.
Только когда Дебюсси открыл для себя новые символистские пьесы Мориса Метерлинка, он нашел форму драмы, которая отвечала его идеальным требованиям к либретто. Произведение очень необычно и едва ли найдётся подобное, когда либо ставившееся на французской сцене. Для Дебюсси было важно, чтобы певцы, которые будут исполнять оперу, чувствовали себя максимально органично в своей роли, могли передать мистическую атмосферу метерлинковской истории о сказочной средневековой стране. В импрессионистической по духу партитуре Дебюсси нет виртуозных партий, найдется всего несколько мелодий, которые можно было бы напеть. Но внимание слушателя удерживается благодаря таинственной истории и выразительным интерлюдиям.
Беседу дополняла выставка печатных и электронных изданий, посвящённая творчеству композитора. На ней представлены книги о жизни и творчестве Клода Дебюсси, нотные издания, а также CD-диски и грампластинки.
25.08.2022 | Просмотров: 365