Опера Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» - символ хрупкости и чистоты
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
14 сентября в отделе искусств состоялся дистанционный видеолекторий, посвящённый опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
В основе оперы «Мадам Баттерфляй» лежит новелла американского писателя Джона Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. Премьера оперы была негативно воспринята публикой и провалилась, однако композитор не отступил от работы над партитурой – он доработал её, добавил третий акт и решился показать обновлённую оперу повторно. «Мадам Баттерфляй» ждал успех и продолжительные овации.
Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX и начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Пуччини не ставил перед собой задачу воплощения национального японского колорита, главное для него – углубление и сохранность литературного первоисточника, сопереживание трогательной человеческой драме. Но стоит отметить, что для аутентичности композитор глубоко изучал японскую культуру, музыку, общался с представителями Японии. Пуччини стал первым западноевропейским композитором, открывшим в музыке образ страны восходящего солнца.
Для опер Джакомо Пуччини характерно чередование проникновенных, кантиленных арий и резкого речитатива. Особенно это характерно опере «Мадам Баттерфляй». Также композитор органично вплёл в музыкальное полотно семь подлинных японских мелодий.
Действие оперы происходит в Нагасаки в самом начале XX века. Главная героиня, совсем еще юная японская гейша Чио-Чио-сан, на время была куплена лейтенантом американского флота Пинкертоном, который очень скоро бросил ее. Сделка имеет видимость брака, однако брачный договор, заключенный американцем в Японии «на 999 лет» не имеет силы в Америке.
Образ Чио-Чио-Сан – самый богатый, глубоко разработанный из всех героинь творческого наследия Пуччини. На протяжении всей оперы она не сходит со сцены – в центре её судьба, нежность, доверчивость и противостояние всему «цивилизованному миру». Нарушив обычаи своей страны, отказавшись от веры предков и приняв христианство, она порвала связи с прошлым. Покинутая родными, проклятая Бонзой, она с негодованием отвергает ухаживания богатого принца Ямадори: мадам Баттерфлай хранит верность мужу. Несокрушимая вера в свой идеал и предательство любимого человека рушит её картину мира. Безропотно отдав сына мужу («Отца воля священна»), она убивает себя ударом кинжала своего отца.
Символизм и глубокое психологическое начало не оставят слушателей равнодушными. Драматичная история любви, верности и предательства, воплощённая в проникновенных ариях великолепных исполнителей, а также уважительное, трепетное воплощение чужих традиций и искусства.
Опера «Мадам Баттерфляй», по сути, драма одного героя. Все остальные герои играют вспомогательную роль. Именно из-за этого наблюдается относительно статичная внешняя сценическая драматургия. Также наблюдается большое количество арий и монологов.
Гостям библиотеки для просмотра был предложен фильм-опера, поставленный в 1974 году режиссёром Жаном-Пьером Поннелем. В главных ролях непревзойдённые Мирелла Френи и Пласидо Доминго. Все желающие могут посмотреть эту знаменитую постановку в отделе индивидуально.
Видеолекторий сопровождала выставка печатных и электронных документов, посвящённая оперному искусству и творчеству Джакомо Пуччини.
Также хотим обратить ваше внимание на необычное издание современного талантливого французского художника Бенжамина Лакомба – «Мадам Баттерфляй». Книга формата А3, а длина её разворота 10 метров! Трогательные, завораживающие иллюстрации так ярко передают трагичную историю любви.
14.09.2022 | Просмотров: 322