Психология творчества: актерское мастерство
День информации
6 октября в отделе искусств в формате скайп-конференции прошел День информации для студентов 1 и 2 курсов кафедры актерского мастерства и живописи ДГМА имени С.С. Прокофьева. Заведующая кафедрой, кандидат искусствоведения Малыхина Марина Анатольевна, читатель отдела искусств, участник творческих и научных мероприятий библиотеки, в этот раз дистанционно участвовала в мероприятии вместе со своими студентами. Будущие актеры познакомились с новинками литературы по театральному искусству, а также актуальными изданиями последних лет, направленными на вовлечение в театральное искусство и воспитание настоящего артиста, ориентированного, прежде всего, на приоритет духовности, общечеловеческие нравственные ценности.
Сейчас наше театральное искусство оказалось на витке обновления. Пристальное внимание публики и критики вызывают самые новаторские, смелые и спорные театральные постановки и киноработы. Поэтому для начинающих актеров естественно стремиться к тому, чтобы научиться сценической смелости, раскованности, умению преодолевать стереотипы и шаблоны, нестандартно мыслить, играть. Для этого необходимо разностороннее образование, усовершенствование интеллектуальной подготовки и повышение духовной культуры. Современный театр предъявляет высокие требования к актерской универсальности, пластической подготовке и выразительности артиста. Желательно в равной степени владеть актерскими методиками разных режиссеров и педагогов, чтобы расширить возможность выбора.
Об основоположниках русской школы актерской игры, особенностях исполнительского мастерства на разных этапах развития театра рассказывает иллюстрированное издание Юрия Ломовцева «Представление начинается…История русского театра» («Москва, 2016).
Подробная история старейшего русского театра освещается в фундаментальном издании «Первый театр России: очерки истории театра в Ярославле, документы, воспоминания, 1750–1900.» (Ярославль, 2020).
Пути постижения актерской профессией, способы достижения сценического мастерства и успеха у зрителя раскрываются в работах театральных педагогов, режиссеров, актеров.
Что представляет собой внутренний мир человека театра в отличие от людей, занятых другими видами деятельности? Ответы на эти вопросы можно найти, опираясь на данные современной психологии, в учебнике Николаенко Н.Н. «Психология творчества: учеб. пособие.» (Санкт-Петербург, 2005).
Одна из функций театра – распространение знаний о моделях и образцах поведения человека, об обществе, понимание целей нравственного и духовного ориентирования людей.
Учебник Сосновой М.А. «Искусство актера.» (Москва, 2005) построен на основе синтеза традиционной театральной педагогики, вобравшей в себя идеи К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, со знаниями, накопленными современной педагогикой и психологией.
Настольной книгой любого актера и режиссера на протяжении многих десятилетий является знаменитая книга К.С. Станиславского «Работа актера над собой в творческом процессе переживания». (СПб, 2010).
В издании К. Станиславского «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» (СПб, 2015) рассматриваются важные вопросы подготовки перевоплощения актера: ритмика, пластика, дикция и другие принципы так называемого сценического реализма, позволяющего придать происходящему на сцене драматическую и психологическую достоверность.
Пособие Э. Сарабьян «Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность» (М., 2010) предлагает упражнения, с помощью которых можно научиться правильно дышать, пользоваться голосовыми резонаторами, выработать четкую дикцию и овладеть правильной подачей звука.
Одним из первых педагогов «системы» Станиславского, обученных и официально признанных Константином Сергеевичем, был Николай Васильевич Демидов (1884–1953), имя которого до последнего времени не было широко известно. Огромный интерес для педагогов и студентов представляют уникальные демидовские этюды, опубликованные в книге «В театральной школе Николая Демидова» (Москва, 2018), которую называют «педагогикой будущего».
Сто лет назад режиссер Всеволод Мейерхольд, смелый новатор и мистификатор, взбунтовался против классических установок театрального Бога, К.С. Станиславского, и вернул в театр, перегруженный реализмом, подлинную магию. В контексте нашей эпохи наследие Мейерхольда по-прежнему востребовано, современно, актуально. Уникальное пособие Веры Полищук «Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд.» (Москва, 2010) поможет на практике освоить опыт профессиональной подготовки актеров по системе великого режиссера, пройдя тренинг «биомеханики».
В этом году фонд отдела искусств пополнился новейшим изданием. Это учебно-методическое пособие М.А. Малыхиной «Актерское мастерство: начало пути» (Донецк, 2022), написанное с учетом сегодняшней социальной ситуации и факторов, мешающих развитию творческих способностей, негативно влияющих на подростков и молодежь. Используя опыт и практические рекомендации выдающихся театральных педагогов, автор предлагает оригинальные и эффективные упражнения и разработки занятий по отдельным темам из собственной педагогической практики.
Биографии и воспоминания знаменитых актеров, книги о выдающихся мастерах театра дают возможность читателю соприкоснуться с духовным миром творческой личности, мыслями, взглядами, переживаниями, эмоциями, способствовавшими воплощению на сцене и экране незабываемых образов. А начинающие актеры почерпнут из этих книг «рассыпанные» на многих страницах ценнейшие рекомендации, необходимые для постижения актерской профессии:
Галина Ореханова «Татьяна Доронина: «Жизнь моя, русский театр» (Москва, 2013); Смоктуновский И.М. «Быть!» (Ростов-на-Дону, 2010); Сергей Марков «Михаил Ульянов в образе и в жизни» (Москва, 2007); Олег Табаков «Прикосновение к чуду» (Москва, 2008); Николай Караченцов «Я не ушел...» (Москва, 2017); Леонид Филатов «Прямая речь» (Москва, 2007); Донатас Банионис «Я с детства хотел играть» (Москва, 2006); Анатолий Папанов «Холодное лето последнего года» (Москва, 2018); Владимир Симонов «Игра во всё» (Москва, 2018); Михаил Захарчук «Василий Лановой. Самый обворожительный офицер» (Москва, 2019); Сергей Никоненко «Далекие милые были» (Москва, 2020); Алла Демидова «Ахматовские зеркала: комментарий актрисы» (Москва, 2020).
Предложенная информация была воспринята студентами с большим вниманием, они записывали названия особо заинтересовавших их изданий с намерением ближе познакомиться с ними при посещении библиотеки. Педагог и будущие актеры высказали пожелание, чтобы подобные встречи стали традиционными.
07.10.2022 | Просмотров: 363