Моим стихам настанет свой черед
Книжная выставка
8 октября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается выставка документов «Моим стихам настанет свой черед», посвященная 130-летию со дня рождения поэтессы М.И. Цветаевой, одной из неугасаемых звезд поэзии ХХ века.
Марина Цветаева – яркая представительница женской поэзии в ее лирическом исполнении. Ее стихотворения пронизаны исключительной доверительностью, способностью передачи тончайших движений женской души.
Цветаева далеко не всегда была понятна современникам. Видимо, советская литература не особо нуждалась в женских излияниях, отдавая предпочтение эпохальным темам. Поэтесса остро чувствовала это, отсюда и чрезвычайное внутреннее напряжение, присущее ее стихам.
Практически все биографы и литературоведы, пишущие о Цветаевой, часто цитировали ее знаменитые строки:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ее яркая и, к сожалению, короткая биография всегда вызывала много вопросов у искусствоведов, но так и осталась до конца не разгаданной. Ее трагическая судьба с неожиданными поворотами событий до сих пор вызывает огромное количество вопросов.
Творческая биография Марины Цветаевой началась в раннем детстве, с ее детских стихов, написанных в шесть лет. А первый взрослый сборник поэзии вышел в 1910-м. Поэтесса назвала его «Вечерний альбом». Он состоял из стихов, написанных во время учебы в школе. Ее творчество нашло отклик в сердцах многих известных литераторов того времени, но особый интерес она пробудила у Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, супруга Анны Ахматовой, и Валерия Брюсова, которого считали основоположником русского символизма.
Поэзия, с точки зрения Марины Цветаевой, призвана обнаруживать суть за видимостью. Она не раз утверждала, что пишет не потому, что знает, а для того, чтобы знать. Ей удалось высказать свое чисто цветаевское, особенное понимание мира.
Тема любви в ее жизни и творчестве занимает особое место. Об этом в статье «Поэтика ранней любовной лирики Марины Цветаевой рассуждает кандидат филологических наук О.В. Козерог. Автор проанализировал ряд ярких стихотворений: «Волшебный фонарь», «Наши души, не правда ль, еще не привыкли к разлуке?», «Так будет» (Русский язык, литература и культура в школе и вузе. – 2013. – №4. – С. 57–63).
Александр Дени в публикации «Как сладко верить: чудо есть!» пишет о самых счастливых новогодних праздниках в жизни Марины Цветаевой. В тот год Рождество они с молодым мужем Сергеем и сестрой Асей встречали в Коктебеле, на даче Максимилиана Волошина. Прекрасное время, полное романтики, радостных надежд и ожиданий. Дальнейшая судьба поэтессы сложилась так непросто, что о тех далеких, золотых, беззаботных днях остались лишь воспоминания и старые фотографии (Крестьянка. – 2010. –№12. – С. 64 – 67).
В 2-х томное «Собрание сочинений» (Москва, 1988) включены поэмы, драмы, автобиографическая проза, очерки, воспоминания о современниках, дневниковые записи, а также избранные письма.
В книгу М. Цветаевой «В полемике с веком» (Новосибирск, 1991) вошло более 200 лирических стихотворений, отвечающих основной задаче, – показать творчество поэта в контексте русской поэзии ХХ века со всеми его сложностями и противоречиями, а также стихотворения, посвященные ей.
Сборник А.С. Акбашевой, Э.А. Радь «"Миро-слушанье" Марины Цветаевой» (Стерлитамак, 2017) посвященный проблематике постижения художественного мира Марины Цветаевой, представляет собой собрание материалов, в том числе ранее опубликованных, объединенных единой направленностью изложения, тем, как в творчестве Цветаевой осуществляется процесс «миро-слушанья», его разные уровни.
Большинство своих стихов Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине.
Книга Поликовской Л. «Злой рок Марины Цветаевой: «Живая душа в мертвой петле» (Москва, 2013) приоткрывает завесу над одной из главных тайн русской литературы. Это – пронзительная и до сих пор во многом загадочная история роковой любви и трагической смерти величайшей поэтессы ХХ века. Споры о причинах самоубийства Цветаевой не стихают до сих пор.
Прекрасно знавшая жизнь, умевшая наблюдать и изображать увиденное, она сумела так много сказать о своем времени, о своей жизни и оставить свои заветы нам, новому поколению. Нам близко и дорого в ее литературном наследии то, что связывает поэта с родной землей, с традициями отечественной культуры и традициями народности, в котором проявились могучая сила таланта и незаурядность характера.
Книжная выставка будет действовать до 15 октября.
07.10.2022 | Просмотров: 338