Блестящий представитель венской оперетты
Беседа-обзор к 140-летию со дня рождения Имре Кальмана
15 октября в отделе искусств состоялась беседа-обзор для индивидуальных посетителей, посвященная творчеству знаменитого венгерского композитора Имре Кальмана (1882–1953) .
Сотрудники отдела на основе изданий из фонда отдела рассказали о непростом жизненном пути и творческой биографии композитора.
Имре Кальман – одни из ярких представителей неовенской оперетты, создатель чувственных, грациозных и легко запоминающихся мелодий, чьи произведения принадлежат к числу непревзойденных достижений опереточного искусства.
Помимо 20 оперетт, среди которых наиболее известные «Сильва» («Королева чардаша»), «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра», творческое наследие композитора также включает сочинения для симфонического оркестра, различные инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы.
На творчество композитора большое влияние оказала венгерская народная музыка и танец, творчество Ференца Листа и Иогана Штрауса, а также увлеченность Кальмана эстрадно-джазовой музыкой, в особенности произведениями Джорджа Гершвина.
Своей славе композитор обязан собственному таланту и целеустремленности. Имре Кальман окончил Музыкальную академию имени Ференца Листа в Будапеште. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Первые его музыкальные сочинения – поэмы для большого симфонического оркестра и пьесы, не стали широко востребованными. Тогда Кальман решил попробовать свои силы в оперетте.
Первая оперетта «Осенние маневры» приобрела популярность не только в Будапеште, но и среди искушенных зрителей Вены, Берлина, Гамбурга и Лондона. Композитор переехал в Вену и стал создавать самобытные и невероятно атмосферные оперетты.
В отличие от коллег-предшественников Кальман легко осваивал зарубежные ритмы и органично совмещал новые музыкальные краски с родными ему чардашем и венским вальсом.
Критики отмечали реалистичность сюжетов и «первозданность» мелодии, подлинный драматизм и эмоциональную сентиментальность оперетт Кальмана.
Такого эффекта композитор добивался, поднимая современные для него темы, изображая хорошо знакомую среду и человеческие типажи. Поэтому созданные им музыкальные образы так глубоки и правдивы.
Творческий процесс создания каждой оперетты был сложным и напряженным для композитора. Кальман всегда тщательно работал над партитурой оперетт. «Насколько искрящейся и удивительно легкой, подчас даже легкомысленной выглядит его музыка, настолько трудно и серьезно воспринимал он жизнь», − писала жена композитора Вера Кальман в книге «Помнишь ли ты?…» (Москва,1989).
Если в XIX веке оперетта считалась специфической разновидностью комической оперы, то благодаря творениям Легара и Кальмана она получила законченную форму, пришла в соответствие с музыкально-жанровыми особенностями оперетты. С особенностями развития оперетты и виднейшими мастерами жанра знакомят издания: Л. Трауберг «Жак Оффенбах и другие» (Москва, 1987), А.Р. Владимирская «Оперетта. Звездные часы» (Санкт-Петербург, 2009), М. Янковский «Искусство оперетты» (Москва,1982).
Беседу-обзор сопровождала выставка документов, посвященных жизни и творчеству знаменитого композитора, а также нотные издания лучших произведений и обширная коллекция звукозаписей на грампластинках и CD/DVD дисках, нотные издания.
15.10.2022 | Просмотров: 351