Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Блестящий представитель венской оперетты

Беседа-обзор к 140-летию со дня рождения Имре Кальмана

15 октября в отделе искусств состоялась беседа-обзор для индивидуальных посетителей, посвященная творчеству знаменитого венгерского композитора Имре Кальмана (1882–1953) .

Сотрудники отдела на основе изданий из фонда отдела рассказали о непростом жизненном пути и творческой биографии композитора.

Имре Кальман – одни из ярких представителей неовенской оперетты, создатель чувственных, грациозных и легко запоминающихся мелодий, чьи произведения принадлежат к числу непревзойденных достижений опереточного искусства.

Помимо 20 оперетт, среди которых наиболее известные «Сильва» («Королева чардаша»), «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра», творческое наследие композитора также включает сочинения для симфонического оркестра, различные инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы.

На творчество композитора большое влияние оказала венгерская народная музыка и танец, творчество Ференца Листа и Иогана Штрауса, а также увлеченность Кальмана эстрадно-джазовой музыкой, в особенности произведениями Джорджа Гершвина.

Своей славе композитор обязан собственному таланту и целеустремленности. Имре Кальман окончил Музыкальную академию имени Ференца Листа в Будапеште. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Первые его музыкальные сочинения – поэмы для большого симфонического оркестра и пьесы, не стали широко востребованными. Тогда Кальман решил попробовать свои силы в оперетте.

Первая оперетта «Осенние маневры» приобрела популярность не только в Будапеште, но и среди искушенных зрителей Вены, Берлина, Гамбурга и Лондона. Композитор переехал в Вену и стал создавать самобытные и невероятно атмосферные оперетты.

В отличие от коллег-предшественников Кальман легко осваивал зарубежные ритмы и органично совмещал новые музыкальные краски с родными ему чардашем и венским вальсом.

Критики отмечали реалистичность сюжетов и «первозданность» мелодии, подлинный драматизм и эмоциональную сентиментальность оперетт Кальмана.

Такого эффекта композитор добивался, поднимая современные для него темы, изображая хорошо знакомую среду и человеческие типажи. Поэтому созданные им музыкальные образы так глубоки и правдивы.

Творческий процесс создания каждой оперетты был сложным и напряженным для композитора. Кальман всегда тщательно работал над партитурой оперетт. «Насколько искрящейся и удивительно легкой, подчас даже легкомысленной выглядит его музыка, настолько трудно и серьезно воспринимал он жизнь», − писала жена композитора Вера Кальман в книге «Помнишь ли ты?…» (Москва,1989).

Если в XIX веке оперетта считалась специфической разновидностью комической оперы, то благодаря творениям Легара и Кальмана она получила законченную форму, пришла в соответствие с музыкально-жанровыми особенностями оперетты. С особенностями развития оперетты и виднейшими мастерами жанра знакомят издания: Л. Трауберг «Жак Оффенбах и другие» (Москва, 1987), А.Р. Владимирская «Оперетта. Звездные часы» (Санкт-Петербург, 2009), М. Янковский «Искусство оперетты» (Москва,1982).

Беседу-обзор сопровождала выставка документов, посвященных жизни и творчеству знаменитого композитора, а также нотные издания лучших произведений и обширная коллекция звукозаписей на грампластинках и CD/DVD дисках, нотные издания.

15.10.2022 | Просмотров: 351

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей