Легендарные актеры советского театра и кино
Выставка документов к 120-летию со дня рождения М.Яншина и Э. Гарина
2 ноября в отделе искусств открылась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советских актеров театра и кино Яшина Михаила Михайловича (1902–1976) и Гарина Эраста Павловича (1902–1980).
Михаил Яншин и Эраст Гарин – народные артисты СССР, запомнившиеся зрителям по многочисленным ролям в театре и ярким образам на экране. Оба артиста творческую деятельность на театральной сцене совмещали с ролями в кино и озвучиванием мультфильмов: их голосами «говорят» многочисленные мультипликационные персонажи, полюбившиеся миллионам детей. Вместе играли в кинокартинах «Поручик Киже» и «Ревизор».
Михаил Михайлович в 1924 году был принят в труппу МХТ, постановками которого тогда руководил К.С. Станиславский. Известность пришла к Яншину в 1926 году после спектакля по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных», в котором он играл 19-летнего Лариосика. Примечательно, что в постановке спектакля принимал участие сам писатель. Роль Лариосика на сцене МХТ Яншин исполнил 990 раз.
О жизни и творчестве самобытного и неповторимого артиста рассказывает сборник М.М. Яншина «Статьи, воспоминания и письма» (Москва, 1984).
На сцене МХАТа артист сыграл 50 ролей, чем обязан непосредственно Станиславскому. Константин Сергеевич увидел в молодом и неопытном Яншине уникальные качества, соответствующие требованиям системы знаменитого театрального мастера.
Творческий путь Станиславского и создание многочисленных спектаклей на сцене МХТ освещают театральные мемуары К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (Москва, 1980) и издание М.Н. Строевой «Режиссерские искания Станиславского. 1917–1938» (Москва, 1977).
Среди наиболее ярких образов Михаила Яншина – роли в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Три толстяка» Ю.К. Олеши, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя и многие другие.
Работая в театре Станиславского, Михаил Яншин открыл актера Евгения Леонова, разглядев в стеснительном юноше будущего любимца публики, также стал одним из тех, кто поспособствовал назначению Олега Ефремова на должность художественного руководителя МХАТа. Театральной деятельности и работе в кино талантливых актеров посвящены книги «Евгений Леонов: Жизнь и роли» (Ростов-на-Дону, 1998) и О.Н. Ефремов «Настоящий строитель театра» (Москва, 2011).
В 1930-х Михаил Яшин не только играл на сцене, но и поставил ряд спектаклей в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной армии, Театре сатиры, руководил театром «Ромэн». С 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К.С. Станиславского
С яркими постановками театров знакомит издание «Московский театр сатиры. 1924–1974» (Москва, 1974) и книга И.И. Рома-Лебедева «От цыганского хора к театру «Ромэн» (Москва, 1990).
Дебют в кино состоялся в фильме «Каторга» 1928 года. Советскому зрителю М. Яншин запомнился ролями в таких фильмах, как «Каменный цветок», «Шведская спичка», «Вольный ветер», «Большая перемена» и другие.
Создатель многих известных образов в театре и кино Эраст Гарин начал свою творческую деятельность под руководством выдающегося советского режиссера В.Э. Мейерхольда в 1921 году. Первой крупной работой в театре стал спектакль «Д.Е» по роману И. Эренбурга «Трест Д.Е.», в котором он исполнил сразу 7 ролей, продемонстрировав искусство перевоплощения, неповторимую манеру движения, своеобразную мимику и жесты.
Книга Э.П. Гарина «С Мейерхольдом (воспоминания)» (Москва, 1974) посвящена постановкам спектаклей в Театре имени Вс. Мейерхольда, его работе на радио, в кино, а также режиссерской деятельности. Узнать больше о жизни артиста, его характере и работе в театре позволит статья Э. Гарина «До чего надоели мне эти советские феодалы!» (Искусство кино. – 2002. – №12), составленная из отрывков писем к любимой жене ‒ советскому режиссеру Хесе Локшиной.
Эраст Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью, однако под руководством В. Мейерхольда раскрыл в себе задатки лирического актера. О работе артиста со знаменитым режиссером рассказано в сборнике «Встречи с Мейерхольдом» (Москва, 1967).
На сцене Государственного театра им. Вс. Мейерхольда Гарин сыграл запоминающиеся и не похожие друг на друга роли. Особое внимание зрителей и критиков привлекло его исполнение роли Хлестакова в новом прочтении комедии Н. Гоголя «Ревизор», а также роль Чацкого в постановке «Горе уму» по произведению А. Грибоедова. Чацкий стал для Гарина серьезной «пробой силы» и одной из знаковых ролей в творческой деятельности. Подробная информация об этих спектаклях представлена в следующих изданиях: А. Гвоздев «Театральная критика» (Ленинград, 1987), А.К. Гладков «Мейерхольд. Т.1.» (Москва, 1990), «"Горе от ума" на русской и советской сцене» (Москва, 1987)
Эраст Павлович исполнил немало ролей в кино, самые яркие из которых представлены в картинах «Джентльмены удачи», «Золушка» и «Девушка без адреса». Гарин проявил себя и как кинорежиссер. Его первой режиссерской работой стала одноименная экранизация повести Н. Гоголя «Женитьба» (1937).
02.11.2022 | Просмотров: 384