Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Легендарные актеры советского театра и кино

Выставка документов к 120-летию со дня рождения М.Яншина и Э. Гарина

2 ноября в отделе искусств открылась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советских актеров театра и кино Яшина Михаила Михайловича (1902–1976) и Гарина Эраста Павловича (1902–1980).

Михаил Яншин и Эраст Гарин – народные артисты СССР, запомнившиеся зрителям по многочисленным ролям в театре и ярким образам на экране. Оба артиста творческую деятельность на театральной сцене совмещали с ролями в кино и озвучиванием мультфильмов: их голосами «говорят» многочисленные мультипликационные персонажи, полюбившиеся миллионам детей. Вместе играли в кинокартинах «Поручик Киже» и «Ревизор».

Михаил Михайлович в 1924 году был принят в труппу МХТ, постановками которого тогда руководил К.С. Станиславский. Известность пришла к Яншину в 1926 году после спектакля по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных», в котором он играл 19-летнего Лариосика. Примечательно, что в постановке спектакля принимал участие сам писатель. Роль Лариосика на сцене МХТ Яншин исполнил 990 раз.

О жизни и творчестве самобытного и неповторимого артиста рассказывает сборник М.М. Яншина «Статьи, воспоминания и письма» (Москва, 1984).

На сцене МХАТа артист сыграл 50 ролей, чем обязан непосредственно Станиславскому. Константин Сергеевич увидел в молодом и неопытном Яншине уникальные качества, соответствующие требованиям системы знаменитого театрального мастера.

Творческий путь Станиславского и создание многочисленных спектаклей на сцене МХТ освещают театральные мемуары К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (Москва, 1980) и издание М.Н. Строевой «Режиссерские искания Станиславского. 1917–1938» (Москва, 1977).

Среди наиболее ярких образов Михаила Яншина – роли в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Три толстяка» Ю.К. Олеши, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя и многие другие.

Работая в театре Станиславского, Михаил Яншин открыл актера Евгения Леонова, разглядев в стеснительном юноше будущего любимца публики, также стал одним из тех, кто поспособствовал назначению Олега Ефремова на должность художественного руководителя МХАТа. Театральной деятельности и работе в кино талантливых актеров посвящены книги «Евгений Леонов: Жизнь и роли» (Ростов-на-Дону, 1998) и О.Н. Ефремов «Настоящий строитель театра» (Москва, 2011).

В 1930-х Михаил Яшин не только играл на сцене, но и поставил ряд спектаклей в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной армии, Театре сатиры, руководил театром «Ромэн». С 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К.С. Станиславского

С яркими постановками театров знакомит издание «Московский театр сатиры. 1924–1974» (Москва, 1974) и книга И.И. Рома-Лебедева «От цыганского хора к театру «Ромэн» (Москва, 1990).

Дебют в кино состоялся в фильме «Каторга» 1928 года. Советскому зрителю М. Яншин запомнился ролями в таких фильмах, как «Каменный цветок», «Шведская спичка», «Вольный ветер», «Большая перемена» и другие.

Создатель многих известных образов в театре и кино Эраст Гарин начал свою творческую деятельность под руководством выдающегося советского режиссера В.Э. Мейерхольда в 1921 году. Первой крупной работой в театре стал спектакль «Д.Е» по роману И. Эренбурга «Трест Д.Е.», в котором он исполнил сразу 7 ролей, продемонстрировав искусство перевоплощения, неповторимую манеру движения, своеобразную мимику и жесты.

Книга Э.П. Гарина «С Мейерхольдом (воспоминания)» (Москва, 1974) посвящена постановкам спектаклей в Театре имени Вс. Мейерхольда, его работе на радио, в кино, а также режиссерской деятельности. Узнать больше о жизни артиста, его характере и работе в театре позволит статья Э. Гарина «До чего надоели мне эти советские феодалы!» (Искусство кино. – 2002. – №12), составленная из отрывков писем к любимой жене ‒ советскому режиссеру Хесе Локшиной.

Эраст Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью, однако под руководством В. Мейерхольда раскрыл в себе задатки лирического актера. О работе артиста со знаменитым режиссером рассказано в сборнике «Встречи с Мейерхольдом» (Москва, 1967).

На сцене Государственного театра им. Вс. Мейерхольда Гарин сыграл запоминающиеся и не похожие друг на друга роли. Особое внимание зрителей и критиков привлекло его исполнение роли Хлестакова в новом прочтении комедии Н. Гоголя «Ревизор», а также роль Чацкого в постановке «Горе уму» по произведению А. Грибоедова. Чацкий стал для Гарина серьезной «пробой силы» и одной из знаковых ролей в творческой деятельности. Подробная информация об этих спектаклях представлена в следующих изданиях: А. Гвоздев «Театральная критика» (Ленинград, 1987), А.К. Гладков «Мейерхольд. Т.1.» (Москва, 1990), «"Горе от ума" на русской и советской сцене» (Москва, 1987)

Эраст Павлович исполнил немало ролей в кино, самые яркие из которых представлены в картинах «Джентльмены удачи», «Золушка» и «Девушка без адреса». Гарин проявил себя и как кинорежиссер. Его первой режиссерской работой стала одноименная экранизация повести Н. Гоголя «Женитьба» (1937).

02.11.2022 | Просмотров: 384

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей