Опера «Дон Карлос» – превосходное зрелое творение великого Дж. Верди
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
2 ноября в отделе искусств состоялся видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный превосходной опере Джузеппе Верди «Дон Карлос». Эта опера ставится редко. Одна из причин заключается в том, что она требует большого состава первоклассных певцов, причем не только для главных, но и для сравнительно небольших ролей.
Ведущая рассказала об истории создания этого музыкального шедевра, который был заказан Верди в ноябре 1865 года директором театра Гранд Опера в Париже. Литературным источником послужила одноименная трагедия Фридриха Шиллера (1787). Когда знаменитый поэт сочинял «Дона Карлоса», то говорил, что хочет в этой трагедии «отомстить своим изображением инквизиции за поруганное человечество, пригвоздить к позорному столбу ее гнусные деяния». Авторами французского либретто стали Ж. Мери и К. дю Локль. Атмосфера страшной власти инквизиции, царившая в Испании XVI века, оживает в опере Верди. Свободолюбивый дух пьесы в опере сохранен и даже усилен благодаря введению отсутствующих у Шиллера массовых сцен, показу народа – страдающего и бунтующего. В опере сохранены и сложно переплетающиеся конфликты – между католической Испанией и восставшей Фландрией, между самодержавием и властью инквизиции, ясно показана и личная драма.
Историчность сочетается в опере Верди с редкой тонкостью и глубиной проникновения в душевный мир героев. Филипп II, инфант Дон Карлос, Родриго ди Поза, Елизавета, принцесса Эболи – у Верди живые, страдающие люди, наделенные яркими индивидуальностями. В оперу вводит сцена в Фонтенбло, рисующая зарождение любви Карлоса и Елизаветы, отсутствующая у Шиллера и удачно найденная либреттистами.
Первая постановка «Дона Карлоса» на сцене Гранд Опера (11 марта 1867 года) не имела выдающегося успеха. Правда, опера вызвала высокие похвалы Россини, восторженные отзывы писателя Т. Готье. Но широкому успеху мешала, по-видимому, непривычная для французской публики серьезность сюжета и необычная для Верди медлительность развития действия. В Италии же, охваченной борьбой за независимость, пронизанная мятежным духом опера «Дон Карлос» была встречена с энтузиазмом.
В России «Дон Карлос» был исполнен впервые в Петербурге 20 декабря 1868 года Императорской итальянской оперой, и без большого успеха, возможно, потому, что требовал не только певческого, но и актерского искусства. Заслуга новой постановки и создания непревзойденного образа Филиппа II принадлежит Федору Шаляпину. Впервые он выступил в этой партии в московском Большом театре 10 февраля 1917 года. Образ Филиппа относится к высшим достижениям великого русского певца, обладателя уникального баса. Интерпретация раскрывала трагедию жестокого и беспощадного властелина, мужа, отца, человека, потрясая психологической силой. Шаляпин определил традицию музыкально-сценической трактовки этой партии как в России, так и за рубежом. В дальнейшем лучшими ее исполнителями были Б. Христов и Н. Гяуров.
К выдающимся постановкам оперы относится спектакль 1978 года в Милане, к 200-летнему юбилею театра «Ла Скала», с участием блестящего тенора Пласидо Доминго и выдающихся советских певцов Елены Образцовой и Евгения Нестеренко, а также живая видеозапись из «Метрополитен Опера» 1983 года с участием Пласидо Доминго, Миреллы Френи и Николая Гяурова, предложенная поклонникам и почитателям оперного искусства.
Посетители отдела отметили, что «Дон Карлос» – это гениальное произведение. Музыка его полна изумительных по красоте мелодий. Большое впечатление производит блеск вокального мастерства главных героев, уникальные дуэты, необычайно грандиозные и красочные хоровые сцены.
Более подробно познакомиться с литературой о жизни и творчестве великого композитора, выдающихся исполнителей прошлого и современности, с разнообразными трактовками оперы, аудио- и видеозаписями произведений Дж. Верди пользователи библиотеки могут при индивидуальном посещении отдела искусств.
02.11.2022 | Просмотров: 323