«Царская невеста» - музыкальный фильм по одноименной опере Н. Римского-Корсакова
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
9 ноября в отделе искусств состоялся дистанционный видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста».
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) ‒ великий русский композитор, один из пяти музыкантов, составивших в 60-е годы XIX века знаменитое музыкальное содружество «Могучая кучка». Для композиторов «Могучей кучки» М. Балакирева, М. Мусоргского, А. Бородина, Ц. Кюи великими образцами национального искусства служили две гениальные оперы М. Глинки ‒ «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Как и Глинку, Римского-Корсакова больше всего интересовала опера. На протяжении всей жизни композитор написал 15 опер.
«Царская невеста» ‒ девятая по счету опера Римского-Корсакова, написанная по одноименной драме русского писателя Льва Мея. Эта пьеса, обладавшая незаурядными художественными достоинствами, долгое время шла в русских театрах при участии выдающихся артистов, в том числе Марии Ермоловой.
Основываясь на музыковедческих изданиях из фонда отдела, ведущая рассказала о том, что сюжет «Царской невесты» заинтересовал Н. Римского-Корсакова еще в годы молодости, но тогда он выбрал другую драму Л. Мея «Псковитянка», на сюжет которой была написана первая опера, больше отвечавшая «шестидесятническим» взглядам Римского-Корсакова, чем бытовая лирическая драма «Царской невесты». И только спустя три десятилетия композитор приступил к осуществлению своего давнишнего намерения.
В «Истории Государства Российского» Карамзина упоминается загадочно-печальная судьба одной из жен Ивана Грозного, Марфы, дочери купца Собакина. После обручения с царем Иваном, говорится в летописи, на Марфу напала неведомая хворь, которая свела ее в могилу в течение двух недель. Этот исторический факт использован Л.А. Меем, драма которого и послужила основой одноименной оперы Римского-Корсакова.
Опера была начата в феврале 1898 года и закончена 24 ноября того же года. В работе над либретто Римскому-Корсакову помог его бывший ученик И.Ф. Тюменев – «знаток литературы и старины».
Ещё на стадии работы над оперой было решено, что её премьера пройдёт в театре Мамонтова, тем более, что партию Марфы композитор писал «в расчете на голос и умение» Надежды Ивановны Забелы
В 1898 году Н.И. Забела-Врубель пела на сцене театра С.И. Мамонтова в операх Римского-Корсакова «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка». Ее называли «певица Римского-Корсакова».
Весной 1898 года композитор переживает самый настоящий расцвет в своем творчестве и создает для нее один шедевр за другим, выражая в своих произведениях восторженное восхищение и преклонение перед ее талантом. Творческое сотрудничество трех великих мастеров Н.Римского-Корсакова, Н. Забелы и М. Врубеля было очень плодотворным. Врубель не только являлся художником-постановщиком многих спектаклей, но и активно участвовал в создании сценических образов вместе с супругой.
22 октября 1899 года в Москве в театре С.И. Мамонтова с грандиозным успехом прошла премьера оперы. Роль Марфы создавалась автором специально в расчете на творческую индивидуальность Надежды Забелы. Певица глубоко передала чистоту, наивность, очарование первого чувства своей героини, трагедию «страдалицы невинной».
«Царская невеста» ‒ опера о горячей, страстной любви, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны ‒ время правления Ивана Грозного, опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.
Правдиво и убедительно рисует композитор образы кроткой Марфы, сильной, волевой Любаши, опричника Грязного и других.
Основное содержание «Царской невесты» ‒ трагедия русской женщины в старой Руси. Музыка ее поражает обилием арий, богатством самобытных глубоко национальных мелодий. Эти выразительные мелодии делают оперу очень доходчивой и понятной. Они, как писал академик Асафьев, точно «вздохи из глубины сердца». Относящаяся к периоду самого яркого расцвета таланта Римского-Корсакова «Царская невеста» является одним из шедевров русской и мировой оперной классики.
С момента премьеры в 1899 году «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих оперных театров.
Среди лучших исполнителей образа Марфы ‒ Антонина Нежданова, Елена Катульская, Елизавета Шумская, Галина Олейниченко; Любаши ‒ Надежда Обухова, Лариса Авдеева, Тамара Синявская; Грязного ‒ Сергей Мигай, Евгений Кибкало.
Сопровождавшая мероприятие выставка знакомит с литературой, посвященной жизни и творчеству Н.А. Римского-Корсакова, выдающимся исполнителям оперы, аудио и видеозаписями знаменитых произведений великого русского композитора, которые можно индивидуально послушать и посмотреть в отделе искусств.
10.11.2022 | Просмотров: 367