Педагогика искусства
День информации
Отдел искусств предлагает музыкантам–педагогам в дистанционном формате познакомиться с новыми публикациями журналов и научных сборников, посвященными проблемам современной музыкальной педагогики. Первые десятилетия третьего тысячелетия характеризуются интенсивными процессами в различных областях жизнедеятельности общества, в том числе в сфере музыкального образования. При обучении в музыкальной школе ребенок (или его родители) выбирает ту область культурно-творческой деятельности, которая в дальнейшем может стать его профессией. Современная теория и методика музыкального образования отводит важную роль начальному этапу обучения игре на инструменте. Авторами рассматриваются современные подходы в вопросах работы с репертуаром. Ряд статей посвящен значению концертмейстерской деятельности в современном исполнительском искусстве и музыкальном образовании. Одной из наиболее острых проблем в современных реалиях является выбор форм и методов работы в условиях дистанционного обучения с учащимися детских музыкальных школ. Отмечается важная роль коллективных форм музицирования в процессе музыкального образования и развития. Специалисты предлагают пути выхода из парадоксальной ситуации, сложившейся в музыкальной педагогике, которая заключается в том, что детей учат в режиме сольного исполнительства, в то время как большинству из них в будущем предстоит играть в ансамблях и оркестрах.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение рассматривается в контексте новых тенденций, возможностей и рисков, применительно к различным дисциплинам программы детской музыкальной школы. Среди наиболее острых проблем отмечены уязвимость начального этапа музыкального обучения, чрезмерная индивидуализация обучения, невозможность коллективного музицирования. Особое внимание уделено участию детей в дистанционных музыкальных конкурсах и мастер-классах.
Громченко В.В. Дистанционное обучение специальным музыкальным дисциплинам: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2022. - № 45. - С. 114-123.
Ивахненко А.А. Преодоление профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы в условиях дистанционного обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 176-180.
Суслова Н.В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников // Музыкальное искусство и образование. – 2020. –Т. 8, № 4. - С. 116-135.
Проблемы обновления репертуара юных исполнителей
Отмечается, что большим педагогическим потенциалом обладает народная культура, ее звуковые образы и визуальные символы.
Подчеркивается значение фольклорного материала в расширении представления детей о мире, воспитании чувства национальной принадлежности юных музыкантов. Затрагивается тема отставания классических музыкальных школ от современных трендов кинематографической и мультипликационной индустрии.
Логвиненко А.А., Шинтяпина И.В. Певческий репертуар, как потенциал вокального обучения ДМШ и ДШИ // Наука. Искусство. Культура. - 2022. - №2 (34).
Лесовиченко А.М., Урсегова Н.А. Фольклорный материал в создании картины мира ребенка средствами учебных пособий российских композиторов XIX - начала ХХ веков // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. – 2021. - № 1 (9). - С. 66-75.
Карагодин М.А. Проблемы популяризации струнно-смычкового семейства в системе отечественного музыкального образования // StudNet. - 2021. - №5.
Ансамблевое исполнительство
Ансамблевое музицирование развивает ребенка индивидуально и дает возможность почувствовать себя частью коллектива, частью творческого единого процесса, что в дальнейшем благотворно может сказаться на понимании и восприятии ребенком искусства как единого целого. В статьях актуализирована проблема подготовки молодых музыкантов к профессиональной оркестровой деятельности через игру в смешанных ансамблях и изучение оркестровых партий.
Арбузов С.С., Коновалов А.А. Применение мобильных устройств при обучении ансамблевому исполнению музыки // Педагогическое образование в России. -2022. - №. 3. - С. 61-68.
Каминская Е.А, Дедов С.В. Музицирование в смешанном ансамбле как педагогическая проблема // МНКО. - 2021. - №6 (91).
Васильева М.М. Ансамблевое музицирование как форма развития полихудожественности детей // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. - № 70-2. - С. 42-45.
Искусство концертмейстера
Описаны профессиональные, психолого-педагогические, артистические качества концертмейстера. Рассмотрены примеры современных концертмейстерских проектов. Представлены возможности использования видео-трансляции, видео-конференции для обеспечения коммуникативного компонента в деятельности музыканта-концертмейстера.
Покровская И.А. Сотворчество как компонент концертмейстерского мастерства студентов-пианистов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. – С. 160-163.
Титова С.С., Бутова И.А. Формирование навыка комплексного восприятия музыкального текста на начальном этапе обучения в концертмейстерском классе с применением мультимедиа технологий // Современное педагогическое образование. - 2020.- №5.
Яновский О.П. Значение концертмейстерской деятельности в современном исполнительском искусстве и профессиональном музыкальном образовании // Вопросы развития современной науки и техники. - 2021. - №4.
Поле подробно ознакомиться с материалами, опубликованными в изданиях, посвященных актуальным проблемам музыкального образования, можно при посещении отдела искусств после возобновления очного обслуживания пользователей.
26.12.2022 | Просмотров: 302