![](img/news/2023/01/logo_11_143454_fT_АВАТАРКА.png)
«Пуритане» - опера В. Беллини, вызывающая всеобщий восторг публики
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
11 января в отделе искусств в дистанционном формате состоялся видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный опере Винченцо Беллини «Пуритане».
В эти праздничные новогодние дни сотрудники отдела включили в программу оперу, которую уже почти 200 лет сопровождает шумный успех, с ее знаменитыми ариями, романтическим героизмом, любовным треугольником, драматическими переживаниями героев и счастливым радостным финалом, что большая редкость в этом жанре.
![](img/news/2023/01/Qk_53f5c83ed6ee893e5fdd958762e9fc583abb2b69_f1.jpg)
«Сицилийский гений» Винченцо Беллини (1801–1835) вошел в историю музыки как крупнейший мастер итальянского бельканто, что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». За свою недолгую жизнь он написал 11 опер. Лучшие из них: «Капулетти и Монтекки» (1830), «Сомнамбула» (1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835) ", которые и по сей день остаются вершинами оперного искусства.
Его творчество отличает изысканная мелодичность, о чем свидетельствует краткая надпись на обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь: «Творец итальянских мелодий». Музыку Беллини любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист, создавшие ряд произведений на темы из опер итальянского композитора.
Основанием для подготовки вступительной беседы ведущей послужила книга Франческо Пастура «Беллини» (Москва, 1989) из серии ЖЗЛ.
![](img/news/2023/01/Lv_4fc394712d1581a4f74b4511b1036ef8ba547ae9_f2.jpg)
Любители музыкального театра узнали, что свое последнее произведение Беллини сочинил во Франции, куда он приехал в 1833 году, рассчитывая получить заказ на оперу для парижского Итальянского театра. На этой сцене уже ставилась его «Сомнамбула», с блестящим успехом прошли «Пират» и «Капулетти и Монтекки». Премьера новой оперы ожидалась в начале 1835 года. Либретто новой оперы написал граф Карло Пеполи, член Болонской академии изящных искусств, принимавший участие в освободительной борьбе, сотрясавшей Италию. Сюжетом для оперы стала французская драма Жака-Франсуа Ансело и Жозефа-Ксавьера Сантина «Круглоголовые и кавалеры» или «Пуритане и роялисты», написанная на основе исторического романа Вальтера Скотта «Пуритане». События ее разворачивались в Англии во время революции XVII века, свергнувшей Карла I Стюарта, который был казнен в 1649 году. Во главе революции стоял Оливер Кромвель. Беллини сам составил сценарий, выбрав наиболее интересные эпизоды драмы, убеждая либреттиста, что «опера должна заставлять плакать, ужасать и заставлять умирать от услышанного исполнения». Сюжет «Пуритан» воспринимался как остро современный. Он будоражил патриотические чувства, напоминая об угнетенной отчизне, призывая пожертвовать всем — любовью, счастьем, жизнью, — ради свободы родины. Для либретто Беллини выбрал любовную историю, разворачивающуюся во время Английской революции: композитора привлек главный женский образ − Эльвира, способная любить до сумасшествия вопреки предрассудкам, стереотипам и интересам семьи.
Россини, получив готовую партитуру, отозвался о музыке с большой похвалой. Успех сопутствовал новому произведению уже с момента репетиций, «певцы и оркестр только и делали, что аплодировали». 24 января 1835 года в Итальянском театре с триумфом прошла премьера оперы. Публика плакала во время сцены сумасшествия Эльвиры, а после патриотического дуэта басов «все в зале обезумели... весь партер поднялся с криками восторга... Дамы махали платочками, мужчины бросали в воздух шляпы... Опера произвела фурор и стала знаковым событием театрального сезона в Париже.
![](img/news/2023/01/lt_c0672e0361af0aa7d6f8035637e68c612c26c491_f3.jpg)
В наше время «Пуритане» редко ставятся за пределами Италии. Иногда музыковеды это объясняют несуразностями или нелепостью либретто. На самом деле в беллиниевских операх восприятие слушателей сконцентрировано на красоте вокала, а нет на разыгрываемых событиях. И это не случайно, ведь опера была сочинена специально для четырех знаменитых певцов — Джулию Гризи (сопрано), Джованни Баттисту Рубини (тенор), Антонио Тамбурини (баритон) и Луиджи Лабланки (бас). В течение многих лет они составляли постоянный «пуританский» квартет, вместе путешествовали как труппа для исполнения этой оперы.
В 60-е годы прошлого века шедевры Беллини нашли неповторимое воплощение в вокале знаменитой австралийской певицы Джоан Сазерленд, покорявшей слушателей воздушной невесомостью стиля бельканто. Постановка «Пуритан» в Метрополитен-Опере 1976 года с легендарными Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти в главных партиях стала классической.
![](img/news/2023/01/CM_1d1b561d1f03551d75c13a5d681cddf67e0f9c11_f4.jpg)
Среди оперных звезд XX века, блиставших в операх Беллини − Мария Каллас и Монсеррат Кабалье.
![](img/news/2023/01/KN_7d4981f94785d3223edc77ec5d55c601197bea63_f5.jpg)
Отдел искусств, после возобновления очного обслуживания читателей, приглашает любителей музыкального театра пережить с героями всю глубину чувств, заложенных композитором в эту чудесную музыку, посмотрев в видеозаписи версию оперы «Пуритане» 2007 года с великолепной Анной Нетребко. По отзывам критиков, партия Эльвиры в исполнении Нетребко сочетает в себе «мечтательную меланхолию и яркий драматизм». В роли возлюбленного героини американский тенор Эрик Катлер, прекрасно передающий образ романтического героя, разрывающегося между любовью и долгом.
![](img/news/2023/01/eo_5cfc467341de33c64bcd3b9e3f7eca932799a263_f6.jpg)
11.01.2023 | Просмотров: 273