На экране – герой А.П. Чехова: художественный фильм «Цветы запоздалые»
Киноклуб «Верность» к 85-летию со дня рождения Александра Лазарева
17 января состоялась новая программа киноклуба «Верность».
Программа проходила в дистанционном режиме. На предложение выйти на связь по скайпу с радостью откликнулась наша активная участница Лариса Федорченко, проживающая в Ростове-на-Дону. К верным друзьям киноклуба она обратилась со словами приветствия и пожеланиями здоровья, счастья, удачи и всем дончанам- мира!
Озвучивая тему программы, ее ведущая Наталия Коротких напомнила, что 3 января отмечалась знаменательная дата 85-летия со дня рождения Александра Сергеевича Лазарева, известного актера театра и кино, народного артиста РСФСР. Он оставил после себя светлую память, продолжение в жизни и профессии — сына-актера Александра Лазарева-младшего и внучку Полину, успешно работающих в кино и на театральной сцене. Вторая половинка Александра Лазарева – Светлана Немоляева, с которой была прожита счастливая жизнь, с которой вместе служили в Московском театре имени В.В. Маяковского. Он стал единственным театром в творческой судьбе Александра Сергеевича Лазарева, в котором актер прослужил более 50-ти лет. На его сцене Лазарев сыграл практически весь классический репертуар – от Шекспира и Гоголя до Островского и Булгакова.
Ведущая осветила выдающиеся работы актера в театре. Это образ Виктора в «Иркутской истории» Алексея Арбузова, Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи» Дейла Вассермана, генерал Хлудов в «Беге» Михаила Булгакова.
О спектакле «Бег» в публикации «Когда мы соединились, было понятно, что это на всю жизнь» («Караван» – 2022. – №11) рассказала Светлана Немоляева. По ее словам, роль Хлудова - это была абсолютно роль Александра Лазарева. Она идеально совпадала с его актерской природой. Александр Сергеевич с увлечением работал над образом Хлудова. Судьба Якова Слащева, который стал прототипом Хлудова, Лазарева захватила. Актер читал и знал о своем герое, кажется, все. В связи с зависимостью в актерской профессии, Немоляева в публикации объяснила позицию Александра Лазарева, с которой и она всегда была солидарна. Александр Сергеевич не был актером, который про себя все понимает и знает себе цену. Самоуверенность в актерской профессии – пагубная вещь. Основа актерского существования – это сомнения в себе. Имея грандиозный успех и в театре, и в кино, Александр Лазарев был подвержен сомнениям и самоанализу.
Обратившись к работе Александра Лазарева в кино, ведущая напомнила самые известные фильмы с участием актера: «Вызываем огонь на себя», «Хождение по мукам», «Бархатный сезон», «Через тернии к звездам», «Демидовы», «Берегите мужчин!». В мелодраме Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» Александр Лазарев сыграл целое социальное явление – карьериста под каблуком у жены. Всенародное признание и известность Лазареву принесла картина Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Его герой – Электрон Евдокимов влюбил в себя всех женщин Советского Союза. Лазарев создал образ физика – современного ученого, ироничного человека, способного и совершать научные открытия, и дружить, и любить.
Для просмотра и обсуждения любителям киноискусства был предложен художественный фильм «Цветы запоздалые» – экранизация одноименной повести А.П. Чехова.
В связи с экранизацией Чехова, перед кинематографом всегда встает непростая задача: обратить внимание на все те важные детали, что являются ключевыми. Ведь если опираться только на сюжет и описания автора, то теряется суть, исчезает психологическая основа, которая сплетена из важнейших деталей, в которых – весь А.П. Чехов, –
выразила Наталия Коротких.
Глубокий анализ художественного фильма выдающегося кинорежиссера Абрама Матвеевича Роома «Цветы запоздалые» и образа доктора Топоркова в воплощении Александра Лазарева сделала Лариса Федорченко.
Выбор повести «Цветы запоздалые» для экранизации интересен тем, что в творчестве А.П. Чехова это произведение знаковое, особая ступень к зрелой литературе. Темы и образы раннего произведения еще получат свое развитие. Основные проблемы, интересующие писателя, в этой повести уже намечены. Кинолента Роома заслуживает внимания уважительным отношением к творчеству классика, смелостью вступления в диалог с автором, стремлением высказаться на извечно волнующие темы, –
пояснила Лариса Ивановна.
Большое внимание она уделила трактовке Роомом произведения Чехова. Режиссеру важно было показать отношение к меркантильности как преграде к счастью. Но вовсе не любовь к деньгам лишила героя Александра Лазарева – доктора Топоркова души, а тот мир мещанской пошлости, затянувший доктора в свое болото, против которого всегда протестовал Чехов. Топорков стал медицинским светилом, но способность освещать утеряна, страстный огонь души угас. Получив вместе с деньгами и самые широкие возможности, Топорков заплатил за это способностью чувствовать, развиваться. Герой Лазарева потерял себя как личность. Поэтому мотив безответной любви в фильме Роома не основополагающий. Это вспомогательная линия для более трагичной ситуации – гибели человеческой души.
По словам Ларисы Федорченко, роль доктора Топоркова очень подошла Александру Лазареву. Это попадание в образ – и внешнее, и по стилю игры всегда неторопливого, эмоционально сдержанного артиста внутренней динамики и страсти. Александр Лазарев вместе со своим героем в фильме «Цветы запоздалые» психологически точно и убедительно проходит путь от меркантильного, закованного в броню, доктора до человека, открытого живому чувству, способного глубоко и самоотверженно любить.
Спасибо Вам, Александр Сергеевич, за Вашу жизнь в искусстве большого Артиста и прекрасного Человека!
18.01.2023 | Просмотров: 441