Знаменитый балет «Баядерка» - романтичная восточная легенда о несчастной любви
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
18 января в дистанционной программе видеолектория «Шедевры мирового музыкального театра» посетителям отдела искусств был представлен балет «Баядерка» прославленного балетмейстера Мариуса Петипа (1818-1910) на музыку Людвига Минкуса (1826-1917).
Минкус, австрийский композитор, скрипичный виртуоз и педагог, известен своей музыкой, которую он сочинил, будучи официальным композитором балетной музыки для Санкт-Петербургских императорских театров в России. Наряду с «Дон Кихотом», чарующая музыка «Баядерки» наиболее мелодичная, наиболее танцевальная. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное – галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и публики.
«Баядерка»— самый старый из сохранившихся балетов Мариуса Петипа. Идея балета возникла у Петипа в 1876 году. Литературной основой либретто балета стали сразу два произведения − драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада И.В. Гёте «Бог и баядерка». На основе этих бессмертных творений балетмейстер Мариус Петипа и историк балета, балетоман и драматург С.Н. Худеков создали красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе.
По сюжету, знатный индийский воин Солор влюбляется в храмовую танцовщицу Никию, но брак с нею для него невозможен. Тем не менее, Солор клянется Никии в любви. Далее события развиваются трагически…После гибели Никии безутешный Солор снова встречается с любимой в волшебных видениях. В финале всех виновников смерти Никии ждет кара богов - во время обряда венчания Солора с дочерью раджи Гамзатти храм рушится, погребая всех под обломками.
Премьера состоялась 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Постановка своей яркостью, красочностью и живописностью буквально околдовала зрителей.
Первыми исполнителями заглавных партий стали российская прима-балерина Екатерина Вазем и ведущий танцовщик, будущий соратник-балетмейстер самого Петипа Лев Иванов. Екатерина Вазем — как записывал в мемуарах Петипа, «артистка поистине замечательная», обладала филигранной техникой и была эталоном классического танца для своего времени.
В 1900 году в этом балете, перенесенном Петипа на сцену Мариинского театра, танцевала прима-балерина Матильда Кшесинская.
Создавая образ Никии, Петипа окружил героиню ореолом тайны. Со времён Петипа право участвовать в «Баядерке» оспаривали лучшие танцовщицы и танцовщики. Партия Никии считалась у балерин особенно престижной. В разное время её передавали друг другу, как эстафету, блистательная Матильда Кшесинская, великая Анна Павлова, неповторимая Тамара Карсавина.
В советское время «Баядерку» в 1920 году восстановили для Ольги Спесивцевой. Возобновление „Баядерки" связано с большой танцевальной ценностью этого балета. К числу глубоких интерпретаций балетные критики относят образ Никии, созданный в 1930-е годы Мариной Семеновой, танцующей трагедийное страдание в «танце со змеёй» и трагическую красоту в акте «Теней».
В 1940-х годах уже существующую хореографию несколько осовременили, дополнив ее новыми номерами. В 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Чабукиани.
В наше время одной из самых известных в мире исполнительниц партии Никии является прославленная прима балерина театра Ла Скала и Большого театра Светлана Захарова. В романтической роли Никии, наполненной внутренним драматизмом и недосягаемым совершенством, она обворожительна и безупречна.
Одной из вершин творчества Петипа и выдающимся шедевром хореографического искусства является знаменитая сцена «Теней» или «Сон Солора», которого преследует, множась словно в невидимых зеркалах, видение смерти Никии-баядерки. Фрагмент «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. «Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения...», - писал выдающийся хореограф Федор Лопухов в своей книге «Хореографические откровенности».
Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Сегодня на мировых сценах «Баядерка» идет во многих редакциях: в хореографии Юрия Григоровича, Натальи Макаровой, Рудольфа Нуриева, Николая Боярчикова, вызывая у современных зрителей восторг, восхищение и почтение к высокому творению выдающихся авторов.
Присутствующая по видеосвязи постоянная участница видеолектория Лариса Ивановна поделилась воспоминаниями о замечательных постановках «Баядерки», которые ей довелось посмотреть на сцене Донбасс-Оперы и ярким впечатлением об исполнении партии Никии Анастасией Волочковой во время ее гастролей в Донецке.
Приглашаем читателей отдела искусств, после возобновления очного обслуживания, познакомиться с книгами по истории балета выдающегося театроведа Веры Красовской, увлекательными воспоминаниями и биографиями прославленных балерин Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Марины Семеновой, Аллы Шелест, современных звезд хореографического искусства, посмотреть в видеозаписи великие балетные спектакли.
18.01.2023 | Просмотров: 363