Мастер масштабных исторических полотен
Клуб «Художник» к 175-летию со дня рождения Василия Сурикова
24 января в дистанционном формате состоялась первая в новом году программа донецкого клуба «Художник», продолжающего свою работу при отделе искусств библиотеки.
Программа посвящалась творчеству выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова – мастера исторической живописи.
В программе приняла участие донецкая художница Елена Матвеева.
Ведущая программы изложила историю жизненного и творческого пути выдающегося русского художника, которую она почерпнула из изданий Максимилиана Волошина «Суриков» (Ленинград, 1985) и Галины Пикулевой «Василий Суриков» (Москва, 2008).
Вслед за Волошиным, особое внимание ведущая уделила происхождению Василия Сурикова. Предки Сурикова – донские казаки. В годы правления Ивана Грозного в составе дружины Ермака стали покорителями Сибири. Царю и Отечеству служили все предки Сурикова. И только отец художника – Иван Васильевич вышел в отставку и воинским регалиям предпочел мирную профессию канцелярского служащего. Его сын – Василий Суриков с детства увлекался историей. Этому способствовало наследие Суриковых: сабли, шпаги, ружья, мундиры, хранившиеся в подвалах отчего дома. Среди патронажей и пороховниц лежали переплетенные кожей старинные книги. Василий Суриков все это богатство видел, держал в руках, читал, впитывал. И через десятилетия эти предметы старины, сдобренные знаниями истории России, окрасили и составили содержание его полотен.
Обратившись к творчеству художника, ведущая назвала вершинные произведения Василия Сурикова на историческую тему: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».
Анализируя эти грандиозные полотна, ведущая особо акцентировала на том, каким событиям русской истории они посвящены. Свое отражение в них нашли: расправа Петра I над войском стрельцов и судьба самого Александра Меньшикова, который рапортовал Петру о выполнении приказа сечь и рубить непокорные головы; история предводителя казачества Ермака Тимофеевича; народное движение во главе со Стенькой Разиным; события на западных границах Российской империи и в Западной Европе в конце 18 века, когда великий русский полководец Александр Суворов отовсюду прогнал войско Наполеона Бонапарта.
О картине «Боярыня Морозова» и ее героях рассказала Елена Матвеева.
Федосия Морозова - жена боярина Глеба Морозова, который был царским спальником – оберегал спальню. После смерти мужа боярыня Морозова тайно постриглась в монахини и полностью отошла от утех царского двора. За это она и пострадала. Чтобы ее наказать, к ней был направлен архимандрит, который ее допросил, как она крестится. Убедившись в староверском кресте, священник доложил об этом государю. Боярыню Морозову заковали в цепи, втолкнули в дровни и доставили на допрос и пытку. Когда ее везли, она крестилась двуперстным знамением, высоко поднимая голову и звеня цепями. Этот момент и отразил Василий Суриков на полотне «Боярыня Морозова».
“Образ раскольницы Федосии Морозовой и собирание вокруг нее простого русского народа впечатляет. Все в картине подчинено правде исторических событий, характеров и судеб”, -
выразила Елена Матвеева.
Художница рассказала, что ей посчастливилось поработать над копией картины Сурикова «Боярыня Морозова», выполненной в натуральную величину (304 x 587 см), которую несколько лет назад в технике цветной графики создавал донецкий художник Николай Ощенко. Почти слепой художник обратился к Елене Матвеевой – мастеру психологического портрета с просьбой помочь ему детально проработать суриковские народные типажи. Чтобы погрузиться в мир полотна Василия Сурикова и отразить в рамках копии события и народные образы эпохи раскола, Елена Матвеева внимательно изучила исторический и изобразительный материал. Это дало возможность художнице душой прикоснуться к великому творению Сурикова и образам картины, выражающей несгибаемость веры, сострадание и силу духа русского народа.
24.01.2023 | Просмотров: 413