![](img/news/2023/02/logo_08_105905_hR_ava.jpg)
Легенды балета: Галина Уланова, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Владимир Васильев, Михаил Лавровский
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
8 февраля в отделе искусств в дистанционном формате состоялся видеолекторий, посвященный особому жанру музыкального театра – фильмам-балетам.
![](img/news/2023/02/Aq_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c_1.jpg)
В этих фильмах присутствуют павильонные и натурные съемки, смены планов и декораций, могут привлекаться драматические актеры, использоваться закадровый текст и диалоги. История здесь рассказывается языком танца, а фильм следует режиссёрскому сценарию. Ведущие советские артисты балета становились актерами кино: крупные планы отображали эмоции и мимику танцоров, а камеры с разных ракурсов снимали малейшие жесты.
Одним из первых фильмов-балетов стала экранизация балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в 1954 году. Главные партии исполнили солисты Большого театра Галина Уланова и Юрий Жданов. Галина Уланова – первая исполнительница партии Джульетты. Критики называют ее исполнение эталонным. Великой балерине на момент съемок фильма было 45 лет, а мы видим озорную девочку-подростка, совсем юную невесту, влюбленную девушку. Ее «высочайшему, божественному искусству» время не указ. «Ромео и Джульетта» – единственный полнометражный фильм-балет с Галиной Улановой. Но сохранились записи других ее номеров, и среди них – великолепный «Умирающий лебедь» Сен-Санса. Балетный критик Арнольд Хаскелл писал: «Чудесная Уланова сумела показать глубину и драматизм. Это героический лебедь, торжествующий даже в смерти».
![](img/news/2023/02/im_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b_2.jpg)
Роль пажа в фильме «Ромео и Джульетта» играл 13-летний Михаил Лавровский, сын постановщика Леонида Лавровского. Михаил Лавровский стал выдающимся танцовщиком и олицетворял на сцене героический стиль мужского танца, который отличался стремительностью, темпераментом, энергией. В английской прессе за исполнение партии Спартака его назвали «суперменом». Он снялся во многих фильмах-балетах, был режиссером и сценаристом, снимался в художественных фильмах как драматический актер. В фильме, посвященном творчеству советской балерины Нины Тимофеевой, Лавровский снялся в роли Ипполита в балетном изложении «Федры». Специально для непревзойденной балерины Нины Тимофеевой были созданы такие фильмы-балеты, как «Федра», «Белые ночи», «Три карты» и другие. Она проявила себя не только как техничная и очень пластичная балерина, но и как талантливая актриса, которая всем своим существом способна передать страсть, смятение, душевный надрыв, страдания. Не случайно ценители и знатоки отмечают, что Нина Тимофеева – крупнейшая трагическая актриса балета.
![](img/news/2023/02/Y6_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047_3.jpg)
Среди прославленных артистов советского балета достойное место занимают Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Специально для Екатерины Максимовой режиссер А.Белинский поставил фильмы-балеты «Анюта», «Галатея», «Жигало и Жиголетта» и другие. Ее танец был великолепным по технике, внутренней одухотворенности, наделен красотой и романтикой. Искусствовед И.А. Антонова писала: «Открытием Кати, конечно, стали фильмы, где она поразила недюжинным дарованием драматической актрисы. … Сколь широка и универсальна была артистическая индивидуальность Кати. Она могла всё!». О Владимире Васильеве, муже и партнере Екатерины Максимовой, хореограф К.Я. Голейзовский сказал: «Видел я многих. А такого, как Володя, никогда!». Весь мир знал их как Катю и Володю. В 1972 году Парижская академия танца отметила их премией имени М. Петипа «Лучший дуэт мира». «… Она словно купалась в васильевском чисто русском лиризме, а он любовался тем редкостным даром, который пребывал в его руках. Он всегда был вполоборота к ней – полный готовности к самопожертвованию, к духовному подвигу. И благодарный зритель всегда ощущал дыхание сокровенного!», – так возвышенно об этой паре писал Михаил Барышников.
![](img/news/2023/02/zQ_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa_4.jpg)
Благодаря Международному фестивалю «Звезды мирового балета» донецкий зритель видел многих звезд балета на сцене Донбасс Оперы. Блистательная Людмила Семеняка долгое время была постоянной участницей фестиваля, а в 2004 году ей была присуждена премия «Хрустальная роза Донецка». Ее имя – в числе прим мирового балета. Знаменитый критик Клемент Крисп писал о Семеняке: «Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест».
![](img/news/2023/02/9T_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b_5.jpg)
Балерина и критик Наталья Михайловна Садовская заметила: «Сейчас все примы…. А тогда были просто имена!». Ушли от нас многие имена, но благодаря прекрасным фильмам-балетам мы можем увидеть их бессмертные партии-роли.
Любителей балета приглашаем в отдел искусств на просмотр уникальных фильмов, а также изданий из богатейшего фонда библиотеки, посвященных этому удивительному и прекрасному миру балета.
08.02.2023 | Просмотров: 731