Легенды балета: Галина Уланова, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Владимир Васильев, Михаил Лавровский
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
8 февраля в отделе искусств в дистанционном формате состоялся видеолекторий, посвященный особому жанру музыкального театра – фильмам-балетам.
В этих фильмах присутствуют павильонные и натурные съемки, смены планов и декораций, могут привлекаться драматические актеры, использоваться закадровый текст и диалоги. История здесь рассказывается языком танца, а фильм следует режиссёрскому сценарию. Ведущие советские артисты балета становились актерами кино: крупные планы отображали эмоции и мимику танцоров, а камеры с разных ракурсов снимали малейшие жесты.
Одним из первых фильмов-балетов стала экранизация балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в 1954 году. Главные партии исполнили солисты Большого театра Галина Уланова и Юрий Жданов. Галина Уланова – первая исполнительница партии Джульетты. Критики называют ее исполнение эталонным. Великой балерине на момент съемок фильма было 45 лет, а мы видим озорную девочку-подростка, совсем юную невесту, влюбленную девушку. Ее «высочайшему, божественному искусству» время не указ. «Ромео и Джульетта» – единственный полнометражный фильм-балет с Галиной Улановой. Но сохранились записи других ее номеров, и среди них – великолепный «Умирающий лебедь» Сен-Санса. Балетный критик Арнольд Хаскелл писал: «Чудесная Уланова сумела показать глубину и драматизм. Это героический лебедь, торжествующий даже в смерти».
Роль пажа в фильме «Ромео и Джульетта» играл 13-летний Михаил Лавровский, сын постановщика Леонида Лавровского. Михаил Лавровский стал выдающимся танцовщиком и олицетворял на сцене героический стиль мужского танца, который отличался стремительностью, темпераментом, энергией. В английской прессе за исполнение партии Спартака его назвали «суперменом». Он снялся во многих фильмах-балетах, был режиссером и сценаристом, снимался в художественных фильмах как драматический актер. В фильме, посвященном творчеству советской балерины Нины Тимофеевой, Лавровский снялся в роли Ипполита в балетном изложении «Федры». Специально для непревзойденной балерины Нины Тимофеевой были созданы такие фильмы-балеты, как «Федра», «Белые ночи», «Три карты» и другие. Она проявила себя не только как техничная и очень пластичная балерина, но и как талантливая актриса, которая всем своим существом способна передать страсть, смятение, душевный надрыв, страдания. Не случайно ценители и знатоки отмечают, что Нина Тимофеева – крупнейшая трагическая актриса балета.
Среди прославленных артистов советского балета достойное место занимают Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Специально для Екатерины Максимовой режиссер А.Белинский поставил фильмы-балеты «Анюта», «Галатея», «Жигало и Жиголетта» и другие. Ее танец был великолепным по технике, внутренней одухотворенности, наделен красотой и романтикой. Искусствовед И.А. Антонова писала: «Открытием Кати, конечно, стали фильмы, где она поразила недюжинным дарованием драматической актрисы. … Сколь широка и универсальна была артистическая индивидуальность Кати. Она могла всё!». О Владимире Васильеве, муже и партнере Екатерины Максимовой, хореограф К.Я. Голейзовский сказал: «Видел я многих. А такого, как Володя, никогда!». Весь мир знал их как Катю и Володю. В 1972 году Парижская академия танца отметила их премией имени М. Петипа «Лучший дуэт мира». «… Она словно купалась в васильевском чисто русском лиризме, а он любовался тем редкостным даром, который пребывал в его руках. Он всегда был вполоборота к ней – полный готовности к самопожертвованию, к духовному подвигу. И благодарный зритель всегда ощущал дыхание сокровенного!», – так возвышенно об этой паре писал Михаил Барышников.
Благодаря Международному фестивалю «Звезды мирового балета» донецкий зритель видел многих звезд балета на сцене Донбасс Оперы. Блистательная Людмила Семеняка долгое время была постоянной участницей фестиваля, а в 2004 году ей была присуждена премия «Хрустальная роза Донецка». Ее имя – в числе прим мирового балета. Знаменитый критик Клемент Крисп писал о Семеняке: «Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест».
Балерина и критик Наталья Михайловна Садовская заметила: «Сейчас все примы…. А тогда были просто имена!». Ушли от нас многие имена, но благодаря прекрасным фильмам-балетам мы можем увидеть их бессмертные партии-роли.
Любителей балета приглашаем в отдел искусств на просмотр уникальных фильмов, а также изданий из богатейшего фонда библиотеки, посвященных этому удивительному и прекрасному миру балета.
08.02.2023 | Просмотров: 785