Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Стратегия педагогического проектирования и конструирования в практической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ГОС НОО

День информации

8 октября сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в лекционном зале библиотеки был проведён День информации для учителей начальных классов – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Стратегия педагогического проектирования и конструирования в практической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ГОС НОО».

Современное общество динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека в течение всей жизни. ГОС нацеливает школу не столько на то, чтобы дать ребёнку большой багаж знаний, сколько на обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, на формирование у школьников умения учиться. В этой ситуации наиболее важным аспектом является демонстрация педагогами наиболее эффективных методик и технологий, направленных на реализацию новых требований ГОС к результатам обучения.

В сборнике «Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов» (Челябинск, 2014) раскрываются особенности культурно-исторического системно-деятельностного подхода как методологической и технологической основы государственного образовательного стандарта начального общего образования. В книгу включены материалы, описывающие технологию культурно-исторического системно-деятельностного подхода, рассматривается роль учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

С момента апробации и введения ГОС учителя отмечали, что испытывают затруднения в моделировании и конструировании урока, отвечающего требованиям новых стандартов.

В сборнике Брыковой О.В. «Проектная деятельность в учебном процессе» (М., 2006) представлены конкретные рекомендации по практической реализации методов проектов, отражающие в первую очередь потребности педагогов-практиков и учащихся.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Методическое пособие Дусавицкого А.К. «Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению» (М., 2012) посвящено педагогическому анализу урока, реализующего системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе. В сборнике раскрыты отличительные признаки урока, типология, условия подготовки и проведения.

Проектировать и конструировать занятие, урок необходимо, исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности детей и прогнозируя вариативность детских действий.

Проектирование должно задавать не только вариативность, но и значительный запас содержания, покрывающий несколько конкретных уроков. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии развития событий.

В центре проекта – деятельность детей, а не педагога, как это обычно отражается в планировании. Педагог в своей деятельности отталкивается от действий ребёнка.

Широкий спектр задач, касающихся управления начальной школой, поставлен и освещён в книге «Управление начальной школой» (М., 2007).

Новый учитель должен понимать, что никого нельзя научить, можно лишь самому научиться. Нельзя прожить за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Новый учитель сначала пробуждает в ученике ученика, а потом растит из него собеседника. Учитель покажет ценность каждого учащегося, проявит его интерес и «нужность», а, значит, разовьёт в нём индивидуальные качества. Важным аспектом является творчество самого учителя: он должен уметь создавать, творить, уметь учиться.

Учителя знакомились с журналами «Классный руководитель», «Методист», «Классное руководство», «Школьные технологии», а по окончании мероприятия была предоставлена уникальная возможность погрузиться в мир раритетных журналов «Начальная школа», начиная с 1944 года (журнал отмечает 85-летие со дня основания) и «Народное образование» (журнал отмечает 215-летие со дня основания). Педагоги приятно были удивлены и с нескрываемым восторгом перелистывали пожелтевшие страницы этих журналов, сравнивая их с современными изданиями.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.

08.10.2018 | Просмотров: 382

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей