Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Я жизнь посвятил России» И.С. Тургенев

Литературно-музыкальный вечер

18 ноября в кинозале библиотеки в клубе любителей поэзии «Лотос», который действует на базе отдела документов по гуманитарным и естественным наукам, состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, классика русской прозы XIX века, создателя непревзойденных по мастерству литературных шедевров.

На вечере присутствовали гости и пользователи библиотеки, а также любительница поэзии Елена, проживающая на территории, временно находящейся под контролем Украины (г. Красный Лиман).

Ведущая вечера рассказала о жизненном и творческом пути выдающегося писателя, который является автором 6 романов, множества рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.

Тургенев вошел в русскую литературу как художник, запечатлевший духовный облик своего современника. Расцвет творчества писателя начинается с 1847 года, когда по приглашению Некрасова он публикует в преобразованном журнале «Современник» «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, после чего он начал работу над остальными рассказами об охоте.

Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.

В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.

В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики. Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.

В печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) и другие произведения писателя.

В конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям XIX века.

В ходе беседы о творчестве И.С. Тургенева более детально Анатолий Гравченко остановился на двух произведениях: «Записки охотника» и «Отцы и дети».

Художественное значение тургеневских «Записок охотника» очень велико: здесь есть много прекрасных описаний природы средней части России, – той природы, красота которой впервые оценена была у нас Пушкиным. Кроме того, он создает длинный ряд типов, характерных, чисто народных, выношенных русской жизнью. Не менее велико общественное значение «Записок», чем художественное, – в этих живых, правдивых очерках жизни русского простонародья современники увидели красноречивый призыв к освобождению крестьян. Сам император Александр II сказал Тургеневу, что, прочитав его «Записки», он окончательно решил освободить крестьян.

Но основная часть литературно-музыкального вечера была посвящена поэзии И.С. Тургенева. Далеко не каждому известно, что начинал свое творчество Иван Сергеевич как поэт. Сам он считал, что у него не было крупного поэтического дарования. Тем не менее, на слова Тургенева написаны песни и романсы, которые очень популярны и в настоящее время.

Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева привлекла внимание многих композиторов. На его тексты писали романсы A. Рубинштейн («Осень»), Н. Соколов, Г. Катуар, А. Гедике, М. Мильман и др. Для Полины Виардо Гарсиа Тургенев создал целый цикл стихотворений, которые были положены ею на музыку и печатались отдельными выпусками с нотами, среди них: «Синица», «На заре», «Разлука», «Разгадка» – являются оригинальными стихотворениями, остальные – переводами. Некоторые стихотворения Тургенева А. Кастальский ввел в свою оперу «Клара Милич»: «Весенний вечер», «Перед охотой», «Отрава горькая слезы…» (из поэмы «Андрей»). Кроме публикуемых известен романс «К чему твержу я стих унылый…» (музыка С. Егорова, B. Одолеева, М. Мильмана, Н. Соколова, А. Шефера).

На вечере прозвучал наиболее популярный романс на слова И.С. Тургенева «Утро туманное» (муз. А.М. Абазы).

Лирические стихотворения поэта на вечере читали: Людмила Логоша-Дубограй («Весенний вечер»); Вера Белина («Брожу над озером»); Анатолий Гравченко («Как грустный взгляд…», «Осенний вечер»); Раиса Котельва («Цветок»), Жан Савицкий («Молитва») и др.

Тургенев был мастером стихотворений в прозе. Эти уникальные стихотворения («Порог», «Собака», «Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Стой!», «Как свежи были розы», «Когда меня не будет») и другие произведения, прочитанные донецкими авторами, дали возможность прочувствовать дух того времени, когда творил свои замечательные произведения И.С. Тургенев. Как отмечали исследователи творчества Тургенева, вся жизнь писателя – в его произведениях.

Очень интересная страница из жизни писателя – его роковая любовь к Полине Виардо, испано-французской оперной певице, композитору и художнице, которой он посвятил 40 лет своей жизни. Писатель так и не смог избавиться от страсти к Полине и всегда летел к ней по первому ее зову, где бы она не находилась. Помехой не было ни время, ни расстояние, ни ее замужество. Всю свою жизнь Иван Сергеевич любил только одну женщину – загадочную и необъяснимую Полину Виардо. Она для него была источником вдохновения. Именно ей, Полине Виардо, Тургенев посвятил многие свои произведения («Я все еще люблю», «Посвящение Полине Виардо» и др.).

История любви двух одаренных людей – известного русского писателя и французской оперной певицы – была представлена видео-презентацией «Тургенев И.С. и Полина Виардо».

Подведя итоги встречи, было отмечено, что в блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х годов, творчество Тургенева занимает особое место. Писатель отразил в своем творчестве неповторимый период национальной русской жизни, отразил его идеологически правдиво, реалистически верно, творчески оригинально и законченно. Все это и обусловливает непреходящую ценность творчества писателя для последующих исторических эпох.

Следующая встреча состоится 25 ноября. Приглашаем всех желающих!

Справки по тел.: (062) 337-28-74.

19.11.2018 | Просмотров: 529

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей