Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Жизель русского балета – восхитительная Наталия Бессмертнова

Видеопросмотр

23 января в кинозале библиотеки в цикле «Шедевры мирового музыкального театра» состоялся видеопросмотр балета «Жизель», воплощающего извечные человеческие чувства, признанного вершиной балетного романтизма. Первое представление балета состоялось в Париже в 1841 году на сцене Королевской академии музыки (нынешней Гранд-Опера), а через полтора-два года спектакль был поставлен в Петербурге и в Москве. Сегодня «Жизель» - самый старый балет, где музыка, действие и танец существуют в полной гармонии.

Спектакль родился под счастливой звездой, под знаком любви ее авторов. Французский хореограф Жюль Перро сочинил этот балет для своей избранницы – итальянской балерины Карлотты Гризи. Талант красавицы балерины пленил и французского поэта Теофиля Готье, который написал сценарий балета о девушках-вилисах, обманутых своими любимыми и умерших до свадьбы, основываясь на легенде в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне.

В этот день читателям и гостям библиотеки представилась возможность увидеть Наталию Бессмертнову в самом главном своем балете, в «Жизели». Абсолютная прима Большого театра, она станцевала все партии классического репертуара, но Жизель - ее лучшая роль. Утонченная внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой ее Жизель. «Бессмертнова принадлежала к числу танцовщиц-сильфид. Это самый редкий и, может быть, самый законченный тип танцовщицы», пишет известный балетный критик В. Гаевский «Дивертисмент» (Москва, 1981).Тончайшее чувство стиля, невиданная грациозность и духовная сосредоточенность танца были отличительными чертами ее уникального дарования. Невесомый танец Бессмертновой остался в памяти любителей балета навсегда.

Жизель оказалась особенно созвучна русской душе. Когда на Западе интерес к балету иссяк, именно знаменитый российский балетмейстер Мариус Петипа внес в спектакль свои коррективы, и в его редакции, начиная с Дягилевских сезонов, балет начал второе триумфальное шествие по театрам мира. Не напрасно среди русских поклонников спектакля начала XX века поэтический образ Жизели стал символом не только Петербурга, но и России в целом. Многие выдающиеся танцовщицы обращались к этому балету.

«Жизель» для балерины то же, что Гамлет для драматического актера: над этой ролью можно работать всю жизнь», призналась знаменитая русская балерина Наталья Макарова.

Центральным изданием книжно-иллюстративной выставки, подготовленной сотрудниками отдела, стало блестящее исследование Глафиры Емельяновой-Зубковской «Жизель: Петербург. XX век» (Санкт-Петербург, 2007), в котором используется поэтическое и метафорическое видение исполнительства, рассматривается духовная и философская основа созданных актрисами образов, широко применяются ассоциации с произведениями изобразительного искусства.

Сценической судьбе «Жизели» на русской сцене посвящены серьезные искусствоведческие исследования, такие как книга историка балета Ю. Слонимского «Жизель»: Этюды» (Ленинград 1969), а также издания, посвященные замечательным исполнительницам. Целостный анализ созданного танцовщицами образа прослеживается в книгах В. Красовской «Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы» (Ленинград ; Москва, 1964), «Статьи о балете» (Ленинград, 1967), В. Богданова-Березовского «Галина Сергеевна Уланова» (Москва, 1961), Б. Львова-Анохина «Галина Уланова» (Москва, 1984), «Алла Шелест» (Москва, 1964), О. Розановой «Елена Люком» (Ленинград, 1983), М. Михайлова «Молодые годы ленинградского балета» (Ленинград, 1978) и многих других.

Одна из постоянных посетительниц видеопросмотров дополнила рассказ библиотекаря о выдающихся исполнительницах Жизели, вспомнив замечательную донецкую балерину Елену Горчакову, ее удивительно нежный танец и незабываемое впечатление от увиденного в далекие годы на сцене Донецкого театра оперы и балета образа.

Образ Жизели развивался во времени, обогащался находками новых исполнительниц, которые стремились выразить в нем проблемы, волнующие ее поколение.

Зрители с восхищением и сочувствием к героине посмотрели старинный балет, отмечая, что Жизель своей любовью, даже в образе вроде бы бездушной виллисы, может понять и простить чужую душевную боль и красотой чувства преобразить мир.

25.01.2019 | Просмотров: 130

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей