Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Страшная история» Мэри Шелли с ужасающей проницательностью

Заседание клуба любителей фантастики «Странник»

Мартовское заседание Клуба любителей фантастики «Странник» в «Русском центре» библиотеки было посвящено 205-летию написания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» английской писательницы Мэри Шелли.

Мать готического романа, оказалась из тех счастливых писателей, кому достаточно написать одну книгу, чтобы войти в историю. Но в личной жизни она была не так счастлива. Участники заседания вместе вспомнили биографию Мэри Шелли, которая вызвала интерес своей неординарностью.

Содержательные дополнения по теме заседания высказал Александр Николаевич Кечко, который в далеком 1976 году во время учебы в ДонНУ защитил курсовую работу «От английского готического романа к роману «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли и далее к современному зарубежному фантастическому роману».

Члены клуба сравнили произведение Мэри Шелли с его экранизациями. Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссера Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актером Борисом Карлоффом. Однако этот образ имеет сильные отличия от чудовища из романа.

В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, идея с молнией – тоже выдумка кинематографа. В книге вообще не упоминается, каким способом было собрано и оживлено создание Франкенштейна. Мэри Шелли тщательным образом обходит любые научные подробности создания чудовища под предлогом того, что Франкенштейн не вправе выдать эту тайну, дабы никто не смог повторить его ошибку. Исследователи творчества Шелли считают, что причиной этого была некомпетентность писательницы в научных и медицинских вопросах. Однако, исходя из упоминаемых в романе трудов известных ученых-алхимиков Корнелия Агриппы, Альберта Великого и Парацельса, которые с особым усердием изучал Франкенштейн, можно сделать вывод, что Шелли подразумевала не столько научный способ создания монстра, сколько алхимический.

Самое явное различие между героем романа и чудовищем из фильма – в их мыслительных способностях. Чудовище Мэри Шелли как минимум не уступало в сообразительности обычному человеку: он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными. Более того, он сам собирается покарать себя, чтобы избавить мир. Чудовище же из фильма имеет неразвитый интеллект, разговаривает простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг» (2004), где чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает персонажа книги.

Интересным было обсуждение истории написания романа и многочисленных книжных, драматических и кинематографических адаптаций этого сюжета. В заседании КЛФ «Странник» приняли участие члены Союза писателей ДНР.

20.03.2021 | Просмотров: 130

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей