История просвещения Донбасса
XXI век отличается интенсивной модернизацией образования, тем не менее для успешного внедрения передовых педагогических идей необходимо изучение истории просвещения. Книги, изданные в начале ХХ века, позволяют детально изучить путь образовательного процесса населения от истоков до начала становления, ликвидации безграмотности и дальнейшего развития, как сети учебных заведений края, так и уровня образованности населения Донбасса. До революции наш донецкий край отличался низким уровнем грамотности. Однако интенсивное развитие промышленности региона в пореформенный период, в частности зарождение и развитие угольной и металлургической промышленности в Донецком бассейне в 70-90-х годах XIX века, вызвало необходимость повышения образовательного уровня трудящихся. В Юзовке школы были открыты лишь в 1879-1880 гг. В 1904 году здесь насчитывалось всего 6 учебных заведений низшего звена: церковно-приходская, еврейская школы и четыре частные начальные училища. В Мариупольском уезде положение с просвещением было немногим лучше. Так, по инициативе Мариупольской городской думы, уездного земства в 1876 г. были открыты Александровская мужская и Мариинская женская гимназии. В начале ХХ ст. в городе работали 4 городские школы, 2 гимназии, 4 народных училища и частные школы. Гимназии и реальные училища были открыты в Бахмуте, Луганске, Старобельске, Славянске. С 1918 года на Донбассе одна за другой стали открываться школы. Для обеспечения производственных сил Донецкого бассейна технически грамотными кадрами в 20-е годы в нашем крае были организованы техникумы и рабфаки, начался процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. В 20-30-е годы интенсивно строились школьные здания, менялась структура школ. Укрепилась учебно-материальная база учебных заведений, постоянно рос качественный уровень преподавания и знаний учащихся. |