Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Шедевры русской архитектуры

ко Дню архитектора

День архитектора

День архитектора, для празднования которого выбрали 1 июля, был учреждён в 1985 году Международным союзом архитекторов, но спустя десять лет он был перенесён на первый понедельник октября и теперь отмечается как Всемирный день архитектуры. Этот осенний праздник ежегодно отмечается всем мировым архитектурным сообществом.

Но для российских архитекторов вот уже много лет 1 июля по-прежнему остаётся таким уютным и, можно сказать, «домашним» в масштабах страны торжеством. Это день преданности профессии, когда у каждого архитектора есть повод позвонить или написать коллегам, поздравить друг друга, пожелать творческого вдохновения, принять участие в культурных мероприятиях. Именно в этот день российские архитекторы в полной мере ощущают себя частью великого искусства, которое называется зодчеством.

Из истории русского зодчества: как всё начиналось

«Русский стиль» в архитектуре веками создавался на территории России с момента её основания до 21 века.

До принятия христианства, на Руси, главным образом преобладало деревянное зодчество, которое развивалось на протяжении многих столетий и пришло в упадок с развитием технического прогресса. Это искусство воплощало в себе вкусы и предпочтения древнерусского народа.

Русское зодчество периода древней Руси отличалось особым отношением к самому дереву, которое использовалось не только для функционального строительства, но и как материал для создания произведений искусства. Выдающиеся отечественные мастера старались не скрывать, а, наоборот, подчёркивать уникальные качества дерева.

Главными характеристиками русского деревянного зодчества являлись мобильность и уникальность. Все дома и крепости возводились таким образом, что в случае необходимости их можно было разобрать и перевести на новое место, где и возвести заново. А уникальность зодчества заключалось в том, что при кажущейся одинаковости построек, каждая сооружение отличалось индивидуальными чертами.

В конце 9 века в русской архитектуре прослеживается влияние Византии, а 12-13 века характеризуются появлением крупных построек, отвечающих запросам феодальной раздробленности после распада Киевской Руси. Зодчество 14 века переживает период восстановления после монгольского нашествия. В Новгороде и Пскове раньше, чем на других территориях начали воздвигать храмы и здания, выполненные из камня.

В 15-17 веках формируются новые стили: шатровый и пилонный. Ещё используется древесина, но чаще – камень. Здания и храмы возводили как местные мастера, так и приглашенные итальянцы. В Пскове в течении 16 века происходит расцвет псковской архитектурной школы. Псков был цитаделью России на западе, поэтому в 16 веке все укрепительные и оборонительные сооружения города были радикально перестроены: теперь их возводили из камня.

В 17 веке отечественная архитектура всё больше становится светской. Здания декорируют плиткой и наличниками. К концу 17 века при возведении церквей и храмов проявляется новый стиль, который был назван в честь заказчика – нарышкинским. Он характеризуется красно-белой цветовой гаммой в декоре фасадов и наличием этажности строений. После окончания смуты в архитектуре зданий появились особая пышность и декоративные черты. Ярким примером служат шатры Московского Кремля.

18 век принёс с собой новые веяния – такие направления как: барокко, рококо и классицизм. В начале 18 века архитектурные изменения были связаны с реформаторским правлением Петра I. Развивается городское строительство и оформление ландшафта. Строились театры и набережные, больницы и госпитали, школьные учреждения и детские дома.

В конце 18 века появляется архитектурный стиль, который впоследствии был назван русским классицизмом. Он характеризуется строгими античными формами и рациональными конструкциями. К началу 19 века стиль классицизма перестает удовлетворять эстетическим требованиям общества и ему на смену приходит ампир. Этот стиль отличается укрупненными формами, отказом от мелких деталей и активным использованием скульптуры в декоре зданий.

Москва, почти уничтоженная пожаром 1812 года, отстраивалась в стиле ампира и классицизма под руководством государственной комиссии, которую возглавлял архитектор Бове. В этот период был построен ансамбль Манежной площади.

Конец 19 века ознаменован приходом псевдорусского стиля, явившегося следствием интереса к русской архитектуре 14–17 веков. Ярким примером этого стиля является Храм Христа Спасителя и большой Кремлевский дворец, которые были украшены в традициях древнерусского зодчества (резные наличники, двойные арки).

В отечественной архитектуре 20 века доминируют модерн, эклектика, конструктивизм, «сталинский ампир» и др. Стиль модерн быстро завоевывает господствующие позиции. Самая известная работа в стиле модерн – это особняк на Малой Никитской, художественный образ которого основан на контрасте тектоники.

5 шедевров русской архитектуры

Церковь Покрова на Нерли – белокаменный православный храм во Владимирской области, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества XII века. Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время город Владимир преобразился, а рядом с ним появилась княжеская резиденция Боголюбово с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Церковь построена не позже 1165 года. Полиэтническая строительная артель Боголюбского (мастеров князю прислал Фридрих Барбаросса) переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры – крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец в 1337 году. Ансамбль Троице Сергиевой лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В 1990-х и 2000-х годах ряду зданий была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят заново отлитый Царь-колокол.

Московский Кремль - в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой расположен Московский Кремль. История нашей Родины отражена в каждом его строении. Это крепость и древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации, одно из самых известных архитектурных сооружений в мире, это – старинные пушки и колокола, соборы, дворцы, музеи. Датируемый XVII веком список Тверской летописи сообщает о том, что в 1156 году на юго-западной оконечности Боровицкого холма, на территории современного Кремля, Юрием Долгоруким был построен город. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Высокие стены и бойницы говорят нам о том, что это мощное и величественное сооружение является крепостью. Вместе с тем, это строение отражает и духовную жизнь России. Кремль в Москве – общерусская национальная святыня, символ России. Ансамбль Кремля включает в себя саму крепость с мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это также и ансамбли площадей – Соборной и Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы – Спасская, Боровицкая и Дворцовая. Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены – Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади.

Большой Петергофский дворец - основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен. Довольно скромный изначально царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1745—1752 годах Елизаветой по модели Версаля архитектором Ф. Б. Растрелли в так называемом стиле зрелого барокко. Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как кажется. Он насчитывает примерно 30 залов, в том числе, богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Ки́жский пого́ст – архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой - реконструкцией традиционных оград погостов. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Церковь Преображения Господня (1714) – самое известное сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. Существующая сегодня церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви – 37 м. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла – без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм – «летний» неотапливаемый, зимой в нём богослужения не проводят.

Где найти достоверную информацию по архитектуре?

В фондах ГБУ «ДРУНБ» собраны различные виды изданий по истории и теории архитектуры, шедеврам отечественного и мирового зодчества, градостроительству с 1899 года. В рамках этой виртуальной выставке документов представлено 6 книг 1978 – 2016 годов.

Эти и другие документы по истории и теории архитектуры можно получить для работы в читальном зале отдела документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам (4 этаж, каб. №21), а также взять на дом

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей