Душа Александра Островского – потемки ли?
к 195-летию со дня рождения великого русского драматурга
«Чужая душа – потёмки» – эта пословица прослеживается во многих классических произведениях русской литературы. Драматургия Александра Николаевича Островского не стала исключением. Он как никто другой в своих пьесах раскрывает русскую душу, через постоянное изучение быта, обычаев и культуры русского народа. Александр Николаевич Островский – это один из выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии русской литературы и национального театра. Можно смело сказать, что именно произведения Островского положили начало русскому репертуару в театре. Пьесы Островского известны и любимы многими поколениями зрителей и читателей. По ним сняты художественные фильмы. А вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня. Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в семье чиновника, судейского служащего, проживавшего в Замоскворечье, купеческом районе старой Москвы. В 1835 г. Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Осенью того же года он был принят на юридическое отделение Московского универститета. Уже в это время Островский проявляет огромный интерес к театру. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой таких актеров как Щепкин и Мочалов. В 1843 г. Островский по собственному желанию ушел с третьего курса университета и поступил на службу канцелярским служителем (писцом) в Московский совестный суд, а в конце 1845 г. перешел в канцелярию Московского коммерческого суда. Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений. В 1851 г., после появления в печати комедии «Свои люди – сочтемся!», Островский порывает со службой в коммерческом суде и целиком отдается писательскому труду. В 1856 г. Островский вместе с другими русскими литераторами принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для «описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России». Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Пристальное изучение исторического прошлого посещаемых им городов, нравы, обычаи, живой и меткий язык народа в дальнейшем были широко использованы Островским в его произведениях (сюжеты, типы, пословицы, песни, крылатые слова и проч.). В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены. В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров. Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 года он скончался в своем имении в Костромской губернии. Значение Островского для российской литературы и его роль в развитии русского театра неоспоримы и огромны. Для российского театра он был фигурой такого же масштаба, как и Мольер для французского театра, а Шекспир – для английского. На его счету 47 написанных им лично пьес, еще несколько были написаны в соавторстве. В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы. Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры. Со всеми изданиями, которые представлены на виртуальной выставке, можно будет ознакомиться, посетив сектор редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов (4 этаж, каб. 23). |