Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Железные дороги: вчера, сегодня, завтра (ко Дню железнодорожника)

Виртуальная выставка

Железнодорожный транспорт

Вид наземного транспорта, на котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт.

Современная железная дорога

Сегодня железнодорожный транспорт — самый недорогой, но доходный вариант доставки различных товаров, охватывающий огромные расстояния. В среднем, им ежегодно пользуются около 1 миллиарда пассажиров. Справедливо назвать такой вид перевозок одним из наиболее востребованных и развивающихся. С течением времени железнодорожные пути охватывают новые территории, а поезда ускоряются и позволяют пассажирам путешествовать с максимальным комфортом. В настоящее время ученые работают над созданием концептов поездов, в которых будет использоваться принципиально другая система передвижения.

Из истории железных дорог

Древнейшие железные дороги, по которым человек сам тянул груз, относятся к VI веку до н. э. Их создателем считается Периандр, один из семи мудрецов. Расцвет железных дорог произошел после изобретения в Великобритании паровой машины, ставшей важным источником энергии для производства в XVIII и XIX веках. Паровые двигатели позволили строить железные дороги на большие расстояния, что, в свою очередь, стало одним из важнейших компонентов индустриальной революции. Железные дороги снизили стоимость доставки, а также потери товаров по сравнению с водным транспортом, ведь корабли часто тонули.

В 1880-х годах появились поезда, работающие на электричестве, а также первые трамваи и метрополитены. Начиная с 1940-х годов неэлектрифицированные железные дороги большинства стран стали заменять паровые локомотивы на дизель-электрические, практически завершив этот процесс к 2000 году. В 1960-х годах электрифицированные высокоскоростные железные дороги появились в Японии и некоторых других странах. Сегодня существуют и некоторые другие системы наземного направляемого транспорта, не имеющие столь широкого применения, как железные дороги: например, монорельс и маглев.

Железные дороги России

Железнодорожный транспорт, со всеми своими преимуществами и недостатками, имеет довольно хорошее развитие в Российской Федерации.

В 1788 году в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе был построен прообраз промышленной железной дороги — Чугунный колесопровод. Далее в конце XVIII века в России начинают работать железные дороги на промышленных предприятиях и крупных стройках.

Используется лошадиная и людская тяга. Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. В августе 1834 года была введена в эксплуатацию промышленная железная дорога нижнетагильских заводов длиной 3,5 км, спроектированная крепостными умельцами Черепановыми. Она использовалась исключительно для доставки руд из шахты на завод при помощи паровоза оригинальной конструкции.

История железных дорог общего пользования в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок от Большого Кузьмина до Павловска, на котором к концу года было запущено движение. Официальное торжественное открытие первой в России железной дороги общественного пользования Санкт-Петербург — Царское село состоялось 30 октября по старому стилю (11 ноября — по новому) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов, стал сам Герстнер.

Преимущества железнодорожного транспорта

- независимость от природных условий;

- высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности, т.е. высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении; железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;

- железнодорожный транспорт дает возможность создать удобную прямую связь между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов;

- высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т.п.);

- регулярность перевозок;

- возможность эффективной организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.

Железные дороги будущего. Что впереди?

Технологичные поезда уже входят в нашу жизнь, и ежегодно появляются новые проекты и разработки. А еще развитие железнодорожного транспорта отлично вписывается в контекст современной заботы об экологии. Основное направление, в котором движется эволюция поездов - увеличение их скорости.

В будущем возможен полный переход на компьютерное управление: искусственный интеллект будет не только организовывать движение, но и управлять поездом.

Одна из самых популярных идей в модернизации поездов это составы на магнитной подушке. Суть технологии в том, что поезд не касается рельса и движется благодаря электромагнитному полю. Трение снижается, и поэтому механизм может развивать высокую скорость.

Издания, представленные на экспозиции

В рамках виртуальной выставки представлено 9 научных, научно-популярных и учебных изданий по вопросам истории и современного состояния железных дорог и железнодорожного транспорта из фондов библиотеки 1995 – 2018 годов. С изданиями можно познакомиться в отделе документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам (4 этаж, каб. №21). Также в отделе функционирует одноименная книжная выставка-инсталляция.

Чудо техники – железная дорога

Автор(ы):
Горшков Б.С.

Локомотивы отечественных железных дорог (1845 -1955 гг.)

Автор(ы):
Раков В.А.

Паровозы. Серия ИС «Иосиф Сталин»

Автор(ы):
Барковсков Б.В., Тиунчик М.Н., Шибаев Д.Б.

Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс

Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс

Безопасное управление поездом: вопросы и ответы

Автор(ы):
Козубенко В.Г.

Пособие для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава в вопросах обеспечения безопасности движения поездов

Экологические аспекты устойчивого развития высокоскоростного железнодорожного транспорта

Автор(ы):
Белый О.В., Баринова Л.Д., Забалканская Л.Э.

Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей