Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Основатель одного из главных музеев мира

к  190-летию со дня рождения П.М. Третьякова

27 декабря исполняется 190 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова (1832– 898), русского купца и мецената, основателя знаменитой русской картинной галереи. Более ста лет Третьяковская галерея с гордостью и благодарностью к своему основателю носит его имя, воспринимаясь многими поколениями как выдающийся памятник отечественной художественной культуры.

Еще в молодые годы Третьяков поставил перед собой цель – создать общедоступный национальный художественный музей, показать миру русскую школу живописи, всячески содействовать ее развитию. Именно эта цель определила его судьбу. На формирование его собственной идеи по созданию «общедоступного музеума» оказало сильное влияние знакомство с коллекцией русской живописи крупного петербургского сановника Ф.И. Прянишникова (1793-1867). Изучая ее, Третьяков понял, что следует покупать не случайные картины голландцев, понравившиеся гравюры и акварели, а последовательно, серьезно подбирать произведения русской живописи в мастерских и на выставках художников. Деятельность Третьякова сложилась так, что он сам, без посторонней помощи и официальной поддержки спокойно и неторопливо в течение 42 лет совершал свое великое дело. Потомственный московский купец в четвертом поколении, Павел Михайлович Третьяков вместе с младшим братом Сергеем унаследовал от отца, купца 3-й гильдии, не только лавки в холщовом ряду, но также удачливость в делах и благородство. Приумножив капитал своих предков, собиратель ушел из жизни именитым, почетным гражданином города Москвы. «Моя идея, - скажет он в конце своего жизненного пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тоже обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».

Не имевший специальной художественной подготовки, получивший, как и принято было в купеческой среде, только домашнее, в основном практического характера образование, Третьяков всю жизнь старался пополнить свои знания. Книги по истории и археологии, русская и европейская классика составляли круг его чтения. В результате постоянного совершенствования, знакомства с европейской культурой он стал одним из самых высокообразованный людей своего круга. В формировании своей коллекции Третьяков основной интерес проявлял к живописцам демократического направления. В его собрании появляются картины В. Перова, пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, чуть позже – портреты и картины И. Крамского. Более молодое поколение художников представляют И. Репин, В. Васнецов, В. Верещагин, В. Суриков, В.Поленов, И. Левитан. В их творчестве нашла выражение полная зрелость русской живописи. С этими мастерами Третьяков связывал главную надежду на успех и процветание русского искусства. Деятельности Третьякова Галерея обязана тем, что сейчас в ее коллекции с наибольшей полнотой представлен один из важнейших разделов русского искусства – реалистическая живопись второй половины XIX века. Отдел искусств располагает многочисленными изданиями, освещающими историю становления галереи и ее коллекции, а также художественными альбомами с репродукциями шедевров русской живописи.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей