Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Гений балета в шедевре П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

Видеолекторий к 85-летию со дня рождения Рудольфа Нуриева

15 марта любители балета встретились онлайн в видеолектории отдела искусств «Шедевры мирового музыкального театра», посвященном выдающемуся танцовщику и хореографу Рудольфу Нуриеву и его постановке «Лебединого озера» П.И.Чайковского.

В 1875 году Петр Ильич Чайковский получил заказ на написание балета от дирекции императорских театров. Он работал над музыкой около года, и она оказалась самобытной и необычной. Балетная музыка тех лет была простая, выполняющая роль ритмического сопровождения. Чайковский же создал великолепные симфонические лирические темы.

Премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году, но особого успеха не имела. Критик Герман Ларош объяснил это так: «По музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда-либо слышал… По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России». Успех случился в 1895 году, когда в Санкт-Петербурге балет «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа и его помощника Льва Иванова показали вновь. Либретто написал брат Чайковского Модест Ильич. Сам композитор этого триумфа уже не застал. Благодаря новой хореографии и отредактированному либретто в спектакле появилась психологическая глубина, тема двойничества, конфликт первой любви и коварства. Именно постановка Петипа и Иванова стала образцом, на который равнялись все последующие поколения хореографов.

В творческой судьбе Рудольфа Нуриева, одного из самых ярких и талантливых танцовщиков, легендарный балет Чайковского занимает особое место. В 1961 году, после невозвращения в СССР из зарубежных гастролей, Нуриев полгода танцевал в труппе маркиза де Куэваса. Исполнение «черного» па-де-де из «Лебединого озера» с балериной Розеллой Хайтауэр в том же 1961 году стало победным дебютом Рудольфа Нуриева в Лондонском Королевском театре, после чего он получил там ангажемент. В те годы такого приглашения не удостаивался ни один танцовщик, если он не был гражданином Британской империи. Это событие открыло Нуриеву дорогу на лучшие сцены мира и стало точкой отсчета головокружительной карьеры артиста на западе.

В 1964 году Нуриев создал собственную постановку «Лебединого озера», премьера которой в Венской опере принесла небывалый успех. В его редакции балета в центре истории, вопреки традиции, оказался не образ заколдованной королевы лебедей, а образ принца, бегущего от реальности и бремени власти в идеальный мир романтических грез. Нуриев так описывает свое видение балета: «Для меня «Лебединое Озеро» – длинное мечтание принца Зигфрида. Он насытился романтическими чтениями, возбудившими его жажду бесконечности, и не признает действительности власти и свадьбы, к которым его обязывают воспитатель и мать. Чтобы избежать предполагаемой мрачной судьбы, он придумывает призрак озера, символа того места, к которому он стремится. В мыслях у него возникает идеализированная запретная любовь. Белый лебедь – неприкасаемая женщина. Черный лебедь – обратное, так же как и зловредный Ротбарт является извращенным образом воспитателя, Вольфганга. Поэтому когда сновидение исчезает, разум принца не может выжить». Такой Зигфрид не мог победить – и он погибает».

Постановщик предъявлял к себе и артистам самые высокие требования, ставя технически сложную хореографию. Обогатив «Лебединое озеро» мужским танцем, Нуриев создал постановку, в которой одна совершенная по форме вариация перетекает в другую, сплетая воедино фрагменты спектакля. Богатый хореографический материал и глубокий психологизм нуриевского балета обеспечили ему успех и долгую жизнь на сцене.

Участники видеолектория, видевшие «Лебединое озеро» на сценах Донбасс Опера, Государственного Кремлевского дворца, Московского Государственного театра «Русский балет», Одесского театра оперы и балета обменялись незабываемыми впечатлениями о спектаклях. Нашим читателям мы предлагаем видеофильмы с записью различных постановок «Лебединого озера», которые можно будет посмотреть в отделе искусств после возобновления очного обслуживания.

16.03.2023 | Просмотров: 643

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей