Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Духовное сопротивление фашизму

К 140-летию со дня рождения Энтона Веберна, австрийского дирижера, композитора, педагога

3 декабря в отделе искусств, в рамках мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, открылась выставка документов, посвященная творчеству Энтона Веберна, австрийского композитора.

Современники отмечают, что Энтон Веберн был человеком, глубоко преданным музыке и своим убеждениям: идеалам разума, гуманизма, красоты и культуры. После прихода Гитлера к власти и аншлюса Австрии Веберн потерял работу и практически всех своих учеников, а его сочинения были запрещены к исполнению из-за антифашистских воззрений. У композитора осталась только музыка, которую он продолжал писать. Ю.Н. Холопов, выдающийся русский музыкант-теоретик и музыковед, отмечает: «В последних сочинениях Веберна можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания… Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства».

Энтон Веберн – одна из наиболее значимых творческих личностей в западноевропейской музыке ХХ века, хотя ни одно из его произведений не произвело шумных сенсаций и скандалов, не вызвало триумфальных восторгов и громких отзывов критиков. Композитор вообще не организовывал шумных премьер своих сочинений, не устраивал широких гастрольных туров, не продвигал свое творчество посредством исполнителей-виртуозов. Но его композиторская техника со знаменитыми симметриями и паузами, сила личности, правила эстетического и этического мира сделали его «кумиром и апостолом» нового искусства, породили множество последователей и подражателей.

С личностью Веберна, его биографией, этическими взглядами, музыкальным стилем знакомит книга Холоповой Н. и Холопова Ю. «Антон Веберн» (Москва, 1984). Авторы делятся с читателями интересными фактами из жизни музыканта, освещают освоение композитором музыкального пространства, раскрывают его сочинительское мышление, дают характеристику моральных и эстетических принципов Веберна.

Музыковеды относят творчество Веберна к нововенской школе. С ее особенностями и ключевыми принципами знакомит книга Ю. Кремлева «Очерки творчества и эстетики новой венской школы» (Ленинград, 1970). Особое внимание в ней уделено Веберну и образному миру его музыки.

Глубже понять систему ценностей Веберна, его отношение к западноевропейской музыкальной культуре, принципам нововенской школы помогут лекции и письма композитора, которые изданы отдельным сборником: Веберн А. «Лекции о музыке. Письма» (Москва, 1975). Книга подкупает искренностью и непосредственностью: Веберн говорил и писал, не рассчитывая на широкий круг. В его письмах много высказываний о себе и своем творчестве, планах и надеждах, затрагивается тема этических воззрений. Лекции композитора, записанные в частных домах для небольшого количества любителей музыки, – словно исповедь композитора. В них он размышляет об эстетической составляющей в музыке, историко-теоретических изысканиях, делится соображениями о собственной технике композиции.

Просветительская деятельность Веберна не ограничилась только лекциями. Долгий период жизни он руководил рабочими хорами и дирижировал в рабочих симфонических концертах. Музыкант личным талантом и многолетним трудом сумел поставить любительское исполнительское мастерство на высокий профессиональный уровень. О дирижерской и хормейстерской работе Веберна рассказывает статья Н. Телковой «Открывая новые материки» (Журнал «Музыкальная жизнь», 2009, № 9).

В статье Р. Щедрина, опубликованной в журнале «Музыкальная жизнь» (2002, № 8), красной нитью проходит мысль о Веберне как о человеке, проявившем «замечательную непоколебимость художественных убеждений и верность высоким идеалам искусства».

Отдел искусств предлагает нотные записи произведений композитора, а также предоставляет возможность послушать произведения Веберна в отличном качестве на виниловых пластинках и компакт-дисках.

Ценность произведений Веберна в том, что они открывают перед нами богатый, яркий и неповторимый музыкальный мир. Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей любви, света, радости, непреходящей красоты и нравственной твердости

04.12.2023 | Просмотров: 213

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей