Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Композитор и новатор XIX века

Выставка документов к 220-летию со дня рождения Гектора Берлиоза, французского композитора

11 декабря в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная юбилею Гектора Берлиоза.

Выдающийся русский критик и мыслитель Владимир Стасов назвал Берлиоза «отцом и создателем новейшей программной музыки целого мира», Михаил Глинка считал его «первым композитором нашего века», а Никколо Паганини утверждал, что Берлиоз – единственный достойный преемник Бетховена.

Музыковеды считают Берлиоза величайшим новатором музыки. Он ввел в симфонический оркестр многие инструменты и перераспределил оркестровые группы внутри оркестра. Композитор первым написал программные симфонии, в которых раскрывается литературный сюжет и появляется драматизм. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Но такое признание пришло к композитору только после смерти. При жизни практически всегда и везде он встречал непонимание, непринятие и осуждение.

О непростом творческом и жизненном пути композитора повествует книга музыковеда А. Хохловкиной «Берлиоз» (Москва, 1960). Анна Хохловкина особое внимание уделяет анализу творчества Берлиоза, раскрывает его деятельность как композитора, дирижера, музыкального писателя и критика. Автор отмечает, что Берлиоз, современник двух французских революций, демократизировал музыкальные жанры и придал им подлинно массовое значение.

В работе выдающегося музыкального критика И. Соллертинского «Берлиоз» (Москва, 1962) дан анализ творчества композитора, подчеркивается его огромное влияние на развитие музыки. Соллертинский отмечает, что Берлиоз «открыл для музыки новые горизонты, сблизил ее с литературой, живописью, философией».

Французский писатель Теодор-Валенси в книге «Берлиоз» (Москва, 1969) рассказывает о Берлиозе не только как о музыканте, но и как о человеке. Эту тему продолжает Р. Клерсон-Лич в книге «Берлиоз» (Челябинск, 1996). Композитор в этих изданиях предстает перед читателем незаурядной личностью: несокрушимая энергия сменяется резкими душевными кризисами, подвижничество и энтузиазм сочетаются с трезвым расчетом и анализом. В биографических очерках описывается непростая жизнь музыканта: противостояние юного Берлиоза своей семье, видевшей в нем продолжателя династии врачей, трудный период учебы и поиска своего пути, сложная и драматичная жизнь сочинителя и новатора. Оба издания содержат множество иллюстраций, портретов и автографов композитора и его современников.

«Биографические сведения обо мне, опубликованные в свое время <…>, полны таких неточностей и ошибок, что я решился написать сам о событиях моей беспокойной трудовой жизни…». Такими словами предварил Берлиоз мемуары, в которых описывает свою жизнь, начиная с детских лет. В них подробно рассказывается также о путешествиях в Россию, где композитор имел невероятный успех. Под впечатлением от визитов Берлиоз посвятил написанную ранее «Фантастическую симфонию» императору Николаю I, а позже писал: «Ты моя спасительница, Россия!». Берлиоза связывали теплые отношения и многолетняя переписка с русскими композиторами Михаилом Глинкой и Алексеем Львовым, критиком Владимиром Стасовым.

Письма композитора представлены в двухтомном издании «Г. Берлиоз. Избранные письма» (Ленинград, 1984). В них – творческие исповеди и душевные излияния, описания впечатлений, рассказы о триумфах и провалах, отклики на события музыкальной жизни, высказывания о театре, поэзии и литературе.

Исследователи творчества Берлиоза отмечают его незаурядный литературный талант, который проявился не только в мемуарах и письмах, но и в музыкально-критических статьях. Ознакомиться с ними можно в книге Г. Берлиоз «Избранные статьи» (Москва, 1956). В присущей ему экспрессивной, полемической манере композитор делится впечатлениями о творчестве современников, дает оценку вокальному потенциалу певцов различных театров, проводит историко-философские исследования музыкального искусства.

На выставке представлены музыкальные сочинения Г. Берлиоза: «Фантастическая симфония», «Романсы», «Избранные хоры» и др., а также аудиозаписи на дисках и виниловых грампластинках.

11.12.2023 | Просмотров: 190

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей