Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Каталоги выставок Музея имени Андрея Рублева

Наши редкости

За последние несколько лет в библиотеки нашего региона поступило большое количество литературы по всем отраслям знания благодаря инициативе Президента Российской Федерации, национальным проектам по культуре, неравнодушию различных организаций и простых людей. Одной их таких организаций выступил Центральный музей древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева, подаривший свои каталоги выставок, открывающие дверь в пространство книжной графики, искусства иконописи и культурного достояния России.

Сегодня представляем 6 каталогов выставок, экспонируемых с 2019 по 2022 год в Музее имени Андрея Рублева. Издания отличаются своим полиграфическим качеством, имеют определенную структуру, историческую, научную и информационную наполненность. Конечно, каталоги рассчитаны на специалистов в разных областях культуры, но широкой аудитории также будет интересно с ними познакомиться, для коллекционеров, например, это отличные справочники имен художников, граверов, иллюстраторов, печатников, типографов.

1. Евангелие Иеронима Наталиса. Первое издание / Авт.-сост.: Л.И. Алехина, А.В. Гамлицкий. – Москва, 2019. – 66 с.: ил.

Выставка, описанная в каталоге, посвящена первому изданию выдающегося памятника книжности – «Евангелие Наталиса». Авторство книги принадлежит известному испанскому богослову, одному из основателей ордена иезуитов (Общество Иисуса) – Иерониму Наталису, создававшему её в качестве источника духовного знания для новых членов ордена.

Над гравюрами «Евангелия» трудились лучшие фламандские мастера, подготовительные эскизы и рисунки были исполнены Бернардино Пассери и Мартином де Восом.

Иероним Наталис так и не увидел выхода в свет своего труда. Однако издание было столь важным, что было завершено и издано в Антверпене спустя несколько лет. В гравюрах «Евангелия» Иеронима Наталиса присутствуют многочисленные заимствования из произведений знаменитых предшественников: Фра Анжелико, Рафаэля и Дюрера.

Уникальность этого памятника определена его широчайшим распространением в странах Европы и Азии. Книга выдержала несколько переизданий и была весьма популярна в среде европейских, русских и даже китайских художников, оказала влияние на иконописцев и московской Оружейной палаты. В Пскове, Угличе, Рязани создавались иконы по композициям этих гравюр. Цикл, посвящённый Успению Богоматери, был скопирован известным московским гравёром XVII века Василием Андреевым.

В каталоге выставки не только воспроизведены все гравюры издания, но и впервые представлен перевод пояснительных текстов к ним. Кроме того, в каталожные описания включены указания на состояние оттисков, наличие предварительных эскизов и рисунков, выявлены заимствования сюжетов в книжной графике, станковой и монументальной живописи. Каталог дополнен развернутой вступительной статьей и биографиями художников, граверов, издателей, создававших этот выдающийся памятник книжности.

2. Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора Бондаренко: Starway to heaven / Сост. Н.И. Комашко. – Москва, 2019. – 105 с.: ил.

Каталог выставки «Лестница в небо» представляет собрание икон коллекционера и мецената Виктора Бондаренко. В него вошли произведения позднего средневековья накануне петровских реформ (XVII век), а также значительное количество икон Нового времени (XVIII – начало ХХ века), включая иконы, созданные мастерами-старообрядцами.

Авторы каталога ставили перед собой задачу показать целостность собрания Виктора Бондаренко, обозначить идеи, вдохновлявшие коллекционера, раскрыть красоту каждого памятника.

Идея создания выставки заключала в себе несколько смыслов. Иконы здесь понимаются и как своеобразные ступени в процессе духовного восхождения верующего к Богу через молитву, и как вехи в открытии любым человеком особого, «нездешнего» художественного мира икон через вдумчивое их созерцание, и как этапы пути собирателя, щедро делящегося своими находками с другими людьми и делающего их достоянием своих современников и потомков.

В каталоге представлено 69 работ с полным описанием икон, включающим сведения об их происхождении, а также характеристики материала, основы, техники исполнения, сохранность, владельческие пометы и др.

3. Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве: The Alternate Dimension. Death and Afterlife in Christian Art / Сост. С.Н. Липатова. – Москва, 2019. – 165 с.: ил.

Тема жизни и смерти всегда привлекала внимание человека. Его волнует, прежде всего, таинственность и непостижимость самого перехода из одного состояния в другое. Загробное существование, или жизнь после жизни, Страшный суд, потусторонний мир с его адом и раем получили самое широкое отражение в русском религиозном изобразительном искусстве. Иконография смерти и образов перехода в иное состояние не только лишена физиологического натурализма, но и поэтически окрашена и весьма разнообразна.

В каталог вошло более 100 произведений иконописи, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства и графики, в которых звучит важнейшая тема христианского учения – Воскресения и бессмертия души. Это образы смерти и путешествия души в загробном мире, мирной смерти праведника и мученической кончины грешника. Произведения для выставки предоставили Государственная Третьяковская галерея, Российская Государственная библиотека, Егорьевский художественный музей, Собрание икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, Музей Московской Духовной академии «Церковно-Археологический кабинет», частные коллекционеры.

Каталог разделен на пять частей: 1. Искупление первородного греха через смерть Спасителя; 2. Образы смерти и исхода души; 3. Смерть праведника; 4. Святые мощи как свидетельство нетления; 5. Загробный мир и загробное воздояние. В издание также вошла статья доктора искусствоведения О.Р. Хромова, посвященная персонификации смерти в западноевропейской графике.

4. Паломнические реликвии: Piligrim treasures / Сост. С.В. Гнутова, Ж.Г. Белик. – Москва, 2020. – 175 с.: ил.

Традиция посещения паломнических мест зародилась на Руси после принятия христианства, сегодня паломнические путешествия стали отдельным туристическим направлением. До сих пор популярными направлениями паломничества остаются Святая Земля, Афон, Троице-Сергиева лавра, Спасо-Преображенская Соловецкая обитель, Киево-Печерская лавра и др. Привезенные реликвии становятся предметами личного благочестия и памятными благословениями, которые используются не только в домашней молитве, но и часто «вкладываются» в монастыри и храмы, также для них создаются особые ковчеги.

Цель выставки, посвященной реликвиям, – показать разные стороны паломничества как части русской религиозной культуры, рассказать о происхождении предметов, представить характерные для паломнических реликвий сюжеты. В каталоге представлены образцы, которые дают представление о своеобразии и основных тенденциях паломнической художественной культуры, которая в разные времена существовала в наиболее святых местах, связанных с событиями Священной истории, там происходившими.

Каталог поделен на три части по принципу географического происхождения памятников: Святая Земля, Афон, дореволюционная Россия. Памятники сгруппированы в соответствии с типом иконографии, что позволяет наглядно представить, как в произведениях, изготовленных из разных материалов, воплощались наиболее востребованные сюжеты Священной истории. Издание дополнено статьей составителей об истории происхождения, создания и о ценности паломнических реликвий.

5. Дозволено духовной цензурой: Approved by the theological censoral office / Сост. О.Р. Хромов. – Москва, 2021. – 174 с.: ил.

История гравюры как особого, тиражного вида изобразительного искусства неотрывна от истории книгопечатания. На протяжении столетий гравюра оставалась единственной техникой, позволяющей тиражировать изображение. В России выпуск картинок находился в поле зрения представителей власти: требовалось разрешение, например, Академического совета или высочайшего позволения и, конечно, дозволение цензуры.

Гравюры на Руси появились в книгах духовного содержания, которые печатались повелением Государя царя и по благословению митрополита Московского и всея Руси. Они создавались в Церкви и, несмотря на отсутствие института духовной цензуры, по сути, выходили с ее одобрения, благословения митрополита.

Первый опыт исправления духовного изображения и начало надзора за изобразительными изданиями духовного содержания начался в эпоху реформ патриарха Никона. Тогда в соответствии с древнерусской книжной традицией (до XV века) были исправлены символы евангелистов у апостола и евангелиста Иоанна Богослова (лев был заменен орлом) и евангелиста Марка (орел был заменен львом).

Каталог выставки дает возможность познакомиться с разнообразными жанрами религиозной гравюры, среди которых особое место занимают виды монастырей. Лубочные картинки и академические гравюры, книжные иллюстрации Синодальной типографии – все они прошли духовную цензуру и были дозволены ею к печати и распространению.

Книга дополнена вступительной статьей составителя Хромова О.Р., которая дает возможность читателям познакомиться с историей гравюры как отдельного вида изобразительного искусства. Произведения в каталоге расположены в хронологическом порядке и описываются с принятыми в изографии правилами описания тиражной графики. Аннотации и комментарии содержат необходимые сведения для характеристики гравюры (автор оригинала, история создания, характеристика изображения и т. п.).

6. Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве: Holy Physicians. Images of Healers in East christian art / Сост. Н.В. Герасименко. – Москва, 2022. – 222 с. : ил.

Опыт художественного и религиозного переживания страданий от болезней, эпидемий и внезапных физических недугов существовал уже в древних культурах. Христианство выработало свои традиции переживания такого рода несчастий, адаптировав некоторые элементы эллинистических и фольклорных представлений. Главным при исцелении души и тела стали не только медицинские познания, но обращение к вере.

В каталоге выставки представлены изображения как широко прославленных святых бессребреников: великомученика Пантелеимона, Космы и Дамиана, Ермолая, Сампсона Странноприимца, так и менее известных святых, образы которых встречаются в храмовых росписях, минеях и книгах. Отдельный раздел посвящен нарративным историям, композициям «лечебников», церковным и народно-фольклорным представлениям о помощи в болезнях от святых, почитаемых в лике апостолов, святителей, мучеников, преподобных и святых жен.

В каталог вошли, кроме памятников музейных и церковных коллекций, произведения, принадлежащие частным владельцам из Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Сарова, Самары, Казани. Многие из них публикуются впервые.

Структура каталога разделена на три части. Первая посвящена святым целителям византийского времени. Вторая – русским святым, за которыми закрепилось наименование «врачи безмездные». В третьей части представлены иллюстрации притч о врачевании души и тела, иконы лечебников, иначе называвшиеся «Сказания, коим святым каковые исцеления от Бога даны», и образы святых, наиболее часто изображавшихся в таких композициях.

С каталогами выставок Центрального музея древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева можно познакомиться в отделе искусств библиотеки имени Н.К. Крупской.

27.03.2024 | Просмотров: 216

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей