
Настоящее и будущее библиотечной профессии
Из цикла «Что думают библиотекари о своей профессии?» Выпуск 4
Профессия библиотекаря, приходится признать, сегодня не самая популярная у молодежи, о чем свидетельствует набор абитуриентов на информационно-библиотечную специальность. И это у специалистов с солидным стажем вызывает удивление. Прежде для поступления в институт /академию культуры на библиотечную специальность нужно было выдержать серьезную конкуренцию: конкурс на одно место составлял, по самым скромным меркам, 3-4 человека, что было в порядке вещей, несмотря на низкие зарплаты, выходные в будние дни, сменную работу до 20–22 часов. Но однажды попав в атмосферу творческого труда, уже невозможно было от нее отказаться. Отказаться от коллег, читателей, ставшей родной библиотеки.
Сегодня наша профессия оказалась одной из самых компьютеризированных, но в молодежной среде, очевидно, продолжают действовать старые стереотипы о строгих тетеньках, с пучком волос на затылке и очках на носу, требующих соблюдать тишину (вспомним яркое выступление одной из команд КВН).
За последние десятилетия библиотека изменилась больше, чем за всю историю своего существования.
Библиотека уверенно становится «третьим местом» – местом для проведения свободного времени (дом и работа – первые два). Приоритет отдается социально-досуговой функции: работе клубов по интересам, образовательным программам.
Молодежь библиотеки им. Н.К. Крупской – яркая, интересная, фонтанирующая креативными идеями – увлечена работой со своими сверстниками в интеллектуальных проектах, таких как «Дебатный клуб», «Что? Где? Когда?», «Квиз. Артема, 84», «Победный май», «Вечера книжных вселенных». Грантовую поддержку Президенского фонда культурных инициатив получил проект «Цикл интеллектуальных игр о Донбассе “КультИгры”». Привлекают молодежь в библиотеку «Литературные квизы библиотеки имени Крупской».
При этом никто не отменял информационную составляющую традиционных библиотечных технологий и ориентацию на усиление роли информационных услуг. И здесь первая скрипка принадлежит библиографии. «Законы мышления и законы логики, элементы творчества и воображения, строгой регламентации и парадокса» совмещает в себе библиографический поиск необходимой информации.
В последнее время часто приходится слышать, что скоро библиографа заменит компьютер, который и будет разыскивать информацию. Интересно, а можно передать компьютеру человеческий опыт, умения, которые вырабатываются годами и проявляются в библиографической интуиции?
Может, рациональнее создать алгоритмы, стимулирующие общение пользователя, компьютера и библиографа? Попытки создания совершенной информационно-поисковой системы с универсальными поисковыми возможностями, как мы понимаем, так и не смогли заменить человека в процессе библиографического поиска. Результатом осознания сложившейся ситуации стало создание виртуальной справочной службы, основанной на сочетании возможностей человека и машины. Здесь тесно взаимодействуют традиционные библиотечные технологии и новые информационные. И это нормально, когда опыт и умения профессионалов обогащаются инновационными решениями, вызванными стремлением к переменам, свойственным молодым.
Взгляды на будущее профессии библиотекаря часто противоречивы. По мнению создателей Атласа новых профессий, «оцифровка всех библиотек и архивов, с возможностью доступа к любой информации из любой точки мира, производит революцию в архивном и библиотечном деле. Библиотекари и архивариусы в их нынешнем виде исчезнут». Такая судьба определена для профессии библиотекаря, что, на наш взгляд, является спорной перспективой.
Оптимистичная точка зрения заключается в высказывании о том, что библиотеки будут рассматриваться как проводники перемен и движущая сила развития любого общества, в котором они существуют. А значит, библиотекари будут адаптировать и разрабатывать различные программы и услуги, чтобы удовлетворить потребности пользователей.
«Золотой серединой» представленных прогнозов, на наш взгляд, может быть наиболее реалистичный – профессия библиотекаря, библиографа будет развиваться, появятся новые специальности, например: библиотекарь-технолог, менеджер информационных систем, администратор баз данных и др.
Уже сейчас специалисты, раздумывающие о будущем, призывают рассматривать в качестве основных квалификационных требований к современному библиотекарю следующие: методологические знания, знание источников, ресурсов, коммуникативность и социальную активность, знание языков, знания в области менеджмента, широкую общую эрудицию.
Организационные контуры библиотечного обслуживания могут трансформироваться, однако социальные потребности, лежащие в его основе, сущность цепочки «библиотекарь – читатель» будут требовать существования социального института для реализации этой социальной функции.
Хочется, чтобы те сотрудники, кто молод сейчас и делает первые шаги в профессии, со временем могли бы искренне сказать тем, кто придет после них: «Любите Библиотеку. Так, как ее любим мы…», а их отношение нашло бы отклик у новых читателей, новых пользователей.
С Общероссийским днем библиотек! И пусть наша профессия приносит нам удовлетворение и станет судьбой умных, образованных, коммуникабельных, любящих людей – молодых сотрудников, которые будут гордиться ею, работать на ее имидж и поднимать ее авторитет.
26.05.2025 | Просмотров: 135