
Воплощение светлого, легкого юмора
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
4 июня в рамках проекта «Крепкая семья» в отделе искусств состоялся видеолекторий, посвященный пушкинским дням, с показом оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда привлекало композиторов. Свое музыкальное воплощение получило множество стихотворений поэта, практически все повести, поэмы и сказки. Одно из самых знаменитых произведений – опера «Сказка о царе Салтане» выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Сотрудник отдела рассказала участника видеолектория историю создания и постановок оперы. У Римского-Корсакова уже были оперы со сказочным сюжетом – «Снегурочка», «Садко», но композитор преклонялся перед гением Пушкина и всегда хотел написать оперу по пушкинской сказке. К столетию со дня рождения поэта Николай Андреевич в содружестве со своим либреттистом Владимиром Бельским приступил к работе над «Сказкой о царе Салтане».

В музыкальной ткани произведения Римский-Корсаков использовал национальные мотивы и ритмы, элементы лубка, придав опере черты народного театра, с его юмором и скоморошьими забавами. Композитор использовал богатые оркестровые краски, точно выписав каждый сказочный образ. Критика отмечает, что такие яркие музыкальные характеристики персонажей были обусловлены образными и точными пушкинскими стихами.
Известный советский музыковед Михаил Друскин писал: «"Сказка о царе Салтане" – одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства».
Первая постановка оперы состоялась 21 октября 1900 года в Москве, в Товариществе русской частной оперы, и прошла с триумфом. С тех пор «Сказка о царе Салтане» не сходит с мировой сцены, а виртуозная оркестровая интермедия «Полет шмеля» стала самым известным сочинением Римского-Корсакова. К ней создано бесконечное множество аранжировок для различных инструментов и в самых непредсказуемых музыкальных стилях.
Николай Андреевич Римский-Корсаков не ограничился только одной сказкой Пушкина. Спустя 10 лет он написал еще одну «пушкинскую» оперу – «Золотой Петушок».

Подробнее познакомиться с биографией Н.А. Римского-Корсакова и его музыкальным наследием гости смогли благодаря выставке документов из богатейшего фонда отдела искусств, посвященной композитору и его творчеству.

Особое внимание присутствующих привлек портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный Кузнецовой Зоей Семеновной – большим другом отела искусств и активным членом клуба «Художник», работающего при отделе искусств.
04.06.2025 | Просмотров: 257