
«МиГ» жизни Артема Ивановича Микояна
Наши редкости
Когда трудности кажутся непреодолимыми и препятствия множатся – это значит, что успех близок.
А.И. Микоян
5 апреля 1940 в воздух поднялся первый самолет, поступивший на вооружение под хорошо известной сегодня аббревиатурой «МиГ». Под руководством выдающегося советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна совместно с коллегой Михаилом Иосифовичем Гуревичем были созданы одни из первых высотные самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3, оказавшие существенное влияние на исход воздушных сражений в ходе Великой Отечественной войны.
В честь 120-летия со дня рождения советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна, будет посвящен очередной материал рубрики «Наши редкости».
Анушаван Ованесович (имя, полученное от рождения) Микоян родился 5 августа 1905 года в семье плотника в маленьком горном селении Санаин (Армения). Среднее образование получил в школе фабрично-заводского ученичества, одновременно работая токарем на заводе. В 1928 году был призван в ряды РККА. После службы работал секретарем парткома на заводе и в 1931 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию РККА имени Н.Е. Жуковского. В период учебы во время производственной практики в Харькове в 1935 году создал первый самолёт собственной конструкции «Октябрёнок». С этого момента его судьба оказалась тесно связана с авиационной отраслью Советского Союза, стал одним из ключевых конструкторов эпохи развития авиации XX века.


Артем Иванович лично участвовал в испытаниях новых моделей самолетов, неоднократно рискуя жизнью ради совершенствования конструкций. За вклад в развитие мировой авиации награжден дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, двух орденов Красной Звезды, награждён медалями. А.И. Микоян создал не только технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.
Разработка самолетов МиГ способствовала развитию технологий в области авиации. Каждая новая модель представляла собой значительный шаг вперед в аэродинамике, конструкции двигателей и авионике. Это стимулировало развитие смежных отраслей промышленности, включая металлургию, электронику и материаловедение.
Среди моделей самолетов МиГ выделяются следующие, ставшие особенно популярными и значимыми как в России, так и за рубежом:
МиГ-9 – первый советский реактивный истребитель, поставленный на вооружение Советской армии после завершения войны;
МиГ-15 – первый серийный реактивный истребитель СССР, ставший одним из символов холодной войны, широко использовался в Корейской войне, продемонстрировав высокую маневренность и огневую мощь, производился в больших количествах и экспортировался в десятки стран;
МиГ-17 – улучшенная версия предыдущего самолета, способная развивать большую скорость и обладающая лучшей маневренностью;

МиГ-21 – самый массовый сверхзвуковой истребитель всех времен, выпущено свыше 11 тысяч единиц, известен своей простотой эксплуатации и надежностью, эксплуатировался десятками стран мира вплоть до начала XXI века;
МиГ-29 ¬¬– современный многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный в конце 1970-х годов, обладает выдающейся маневренностью и высокими боевыми характеристиками;
МиГ-31 – дальний перехватчик сверхзвуковой скорости, предназначенный для уничтожения воздушных целей на большой высоте и дальности, уникален своими возможностями обнаружения и поражения низколетящих объектов, остается важным элементом системы ПВО России.

Жизнь и творчество Артура Ивановича Микояна остаются ярким примером выдающегося инженера, сумевшего воплотить свои идеи в реальность и внести огромный вклад в развитие советской и мировой авиации, а его самолеты МиГ стали частью культурного наследия России, они изображены на почтовых марках, монетах и памятниках.
В фонде республиканской библиотеки имени Н.К. Крупской хранятся два уникальных издания, составленные на основе обширных материалов и воспоминаний людей, хорошо знавших и любивших Артема Ивановича, так же в издания включены фотографии из семейного архива и музея Опытно-конструкторского бюро им. А.И. Микояна: Арлазоров, М. Артем Микоян (Москва, 1978 / ЖЗЛ); Миг жизни: воспоминания об авиаконструкторе А.И. Микояне (Москва, 1998).

Всех заинтересованных в истории отечественного самолетостроения и более подробном описании характеристик истребителей МиГ можно познакомиться в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам.

01.08.2025 | Просмотров: 144